История ГАИ
В период становления молодого советского государства в городах начинается бурный рост населения. В 1920-е по улицам потекли потоки гужевого транспорта, трамваев и автомобилей. В сентябре 1923 года в Москве появились первые регулировщики движения. Рабочими инструментами постовых стал переносной семафор и жезл, который тогда был красного цвета с жёлтой ручкой. В 1931 из числа народных милиционеров сформирован Отдел по регулированию уличного движения (ОРУД). Орудовцы взяли на себя ответственность за безопасность на дорогах, при этом оставаясь милиционерами. А днём рождения именно Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 года. В этот день постановлением № 1182 учреждено создание специальной структуры при НКВД СССР. Она занялась борьбой с аварийностью, учётом и разработкой технических норм для транспорта, а также подготовкой шофёров.
ОРУД просуществовал до 1961 года, пока не объединился в единую структуру с ГАИ. В это время машин на дорогах становится больше, появляются массовые модели легковушек – «Москвич», «Волга», «Запорожец», а потом и «Жигули». В Госавтоинспекции выделяют отдельные подразделения под дорожно-патрульную службу, регистрацию транспортных средств, техосмотр, и проведение водительских экзаменов. В восьмидесятые активно заработала система пропаганды безопасности дорожного движения среди школьников и детей. При всём этом борьба с аварийностью остаётся основной функцией ГАИ. Распад СССР в девяностые привёл к сокращению служб безопасности и к росту аварий. Тогда рушилось многое из государственных институтов, в том числе и в Госавтоинспекции, но всё-таки, она устояла и работала.
С 1998 года идёт реформирование ГАИ. Поначалу самым заметным для постороннего человека стало переименование в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Название, кстати, не особо прижилось, поэтому в наши дни равнозначно используется вместе с историческим ГАИ. В новом тысячелетии всё иначе. Количество аварий пошло вниз, несмотря на взрывной рост автопарка. Число сотрудников ГАИ снижается ежегодно, это часть реформ. Сегодня ведомство дружит с автоматизацией и цифровизацией, общаться с ним стало гораздо проще. Живого постового на дороге сейчас уже не так просто встретить, за движением следят камеры. И пусть простого регулировщика и кибергаишника разделяют десятки лет – цель всё та же. Это наша с вами безопасность на дорогах.
Это была программа «То время» и рассказ о ГАИ. Все выпуски передачи можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!