Трамвай на пружинах. Электричка в Непале
НЕОБЫЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
Замечательно, когда транспорт ходит «как часы» – надежно и вовремя. Однако в истории были трамваи, которые действительно ходили как часы – в движение их приводила заведённая пружина, почти такая же, как в часовом механизме – разве что, размером побольше. А чтобы завести пружину, у трамвайчика был небольшой паровой мотор. Так работало изобретение бельгийца Эдварда Лево в конце 19-го века. Увы, но заряда 6 пружин трамваю хватало только на то, чтобы проехать менее километра со скоростью 11 км/ч. Поэтому пружины Лево пригодились только в механическом пианино, да и то некоторое время спустя. А вот за океаном, в США, подошли к идее пружинного трамвая с размахом. Изобретение местных Кулибиных несло на борту восемьдесят пружин и было способно проехать 13 км – но только на бумаге. Света такой трамвай так и не увидел.
ТРАНСПОРТ В МИРЕ
Есть транспорт, на который опаздывать точно не захочется. Например, если он ходит раз в день, да и вообще, единственный во всей стране. К примеру, в Непале.
Раз в день старенький локомотив ходит между Индией и непальским городком Джанакпур в 20 километрах от индийской границы, так что по нашим меркам это, скорее, пригородная электричка. Поезд Непалу подарила Индия. Билет стоит 15 рупий, это меньше 9 наших рублей. Поезд пользуется популярностью, пассажиры усаживаются не только в вагонах, но и на крыше, а зайцы запрыгивают в поезд даже на ходу. На перегонах состав идет так медленно, что его можно догнать и запрыгнуть на подножку. Среди пассажиров много фермеров и ремесленников, которые везут свои товары на продажу в Индии.
Главная опасность – плохое состояние местных рельсов. Это узкоколейная линия, которая появилась почти 90 лет назад. Вообще, главным средством передвижения в Непале остаются автобусы – конечно там, где они могут проехать. Как-никак, это самая высокогорная страна мира, с Эверестом и другими горами-«восьмитысячниками». Автобусы здесь также недороги, но постоянно переполнены. В салоне едут не только люди, но и птицы, козы и другие животные. Туристов ждут более комфортные «минивэны», правда, и за проезд в них придётся заплатить побольше.
Дорожное радио – вместе в пути!