Первый московский автобус. Переполненные электрички Индии
ИСТОРИЯ
Автобусы в Москве отметили юбилей. 110 лет назад, 30 июля открылся первый регулярный автобусный рейс. Правда, проходил он не внутри города, а был, скорее, пригородным — от Марьиной Рощи до Останкина. Тот автобус был частным, а не государственным, как и многие другие транспортные новшества, например, первое в мире метро, в Лондоне. В Москве же автобус появился благодаря графу Шереметеву. Пассажиров в Останкино возили два открытых автобуса на 8 и 12 человек. По виду - чистые бортовые грузовики с тентом и скамеечками. Тогда это было в новинку, но автобус полюбился горожанам, едущим на свои дачи. Их в районе Останкино было много. В следующем, 1908 году, появилась ещё пара «дачных» маршрутов, и они тоже были частными, предпринимателя Бузинкова. Впрочем, городская управа Москвы уже не дремала, и запустила свой самодвижущийся экипаж от Театральной до Болотной площади и Серпуховских ворот. Увы, тот эксперимент окончился неудачно: всего через три недели автобус сломался. Быть может, свою роль сыграли и тогдашние мостовые. Говорят, городские власти не запускали автобусов так как опасались, что они станут конкурентами трамваю, вдобавок своих автобусов в стране ещё не делали. Сегодня же наоборот, автобус – самый популярный транспорт в стране.
ТРАНСПОРТ В МИРЕ
Мумбаи, или бывший Бомбей — это самый большой город Индии: свыше 20 млн человек только по официальным данным. Такому городу не помешало бы метро, но его здесь не найти. Зато есть электрички, после которых даже российские покажутся вам верхом комфорта. Здесь всего 6 линий электричек и 140 станций, но пользуются ими почти 8 млн человек в день. Места всем не хватает, поэтому пассажиры едут не только внутри, но и снаружи вагона. Дверей здесь нет, либо они всегда открыты, несмотря на довольно высокую скорость состава, они идут быстрее чем поезда в метро Москвы. Сесть на электричку в Мумбаи - задача непростая, поезд никого не ждёт, и посадка раньше шла не только в двери, но и окна, пока не поставили решетки. Внутри вагоны скромненькие, почти всё – металлическое. Стекол в вагоне нет, повезет, если есть вентилятор. Конечно, есть здесь и комфортабельные вагоны с кондиционерами, но их не хватает, да и стоят они дорого, по местным меркам. Вообще, туристам в Мумбаи советуют избегать электропоездов в часы пик, с 7 до 11 и с 5 до 9 вечера. В остальное время вполне можно прокатиться в полупустом вагоне. Любопытно, что на входе в электричку билеты не проверяют, нет ни контролёров ни турникетов, да и на выходе проверка билетов – редкость.
Дорожное радио – вместе в пути!