ГАЗ-13 – самый красивый автомобиль советского производства
Первый шаг к турбонаддуву сделал известный немецкий инженер Готтлиб Вильгельм Даймлер. Именно он придумал систему, закачивающую воздух в цилиндры двигателя с помощью нагнетателя. Произошло это эпохальное событие ещё в 1885 году. Швейцарский инженер-изобретатель Альфред Бюхи пошёл ещё дальше. Он заведовал разработкой дизельных двигателей в компании Sulzer Brothers, и ему категорически не нравилось, что моторы были большими и тяжёлыми, а мощности развивали мало. Отнимать энергию у «движка», чтобы вращать приводной компрессор, ему также не хотелось. Поэтому в 1905 году господин Бюхи запатентовал первое в мире устройство нагнетания, которое использовало в качестве движителя энергию выхлопных газов. Проще говоря, он придумал турбонаддув.
Одним из ранних создателей прообраза автомобиля, оказывается, был русский изобретатель Леонтий Шамшуренков. Жил он в середине XVIII века, а сведения о нём дошли до нас случайно. Как оказалось, лучше всего историю хранят судебные архивы. Именно здесь сохранились документы о его изобретении. Чертежи «самобеглой коляски» появились в тюрьме, где Шамшуренков сидел за жалобу на местного воеводу. Изобретатель, похоже, не любил коррупцию, за что и поплатился аж 11 годами заключения. Между тем его прошение о постройке опытного образца каким-то чудом дошло до императрицы Елизаветы Петровны. Коляска была построена в 1752 году и принята, причем благосклонно. Изобретателю даже выплатили гонорар в 50 рублей. На этом, правда, история с первым российским автомобилем и закончилась. Следующий образец был уже построен спустя 40 лет Иваном Кулибиным.
А теперь разрешите очень внезапно перейти к «Чайке». Я имею в виду ГАЗ-13. Частенько эту машину называют самым красивым автомобилем советского производства. Эта модель была разработана в 1957 году. Среди достоинств – 195-сильный двигатель, который так же использовался в бронетранспортерах, автоматическая коробка передач и возможность поднимать и опускать антенну и стекла простым нажатием кнопки. Кроме того, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок «Чайку» получили: писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гагарин, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро. Валентине Терешковой была подарена единственная родная «Чайка» в белом. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. Последний ГАЗ 13 – 3179ый – сошел с конвейера в 1979 году.
Любой из выпусков вы можете послушать на нашем сайте или подписавшись на официальный подкаст.
Дорожное радио – вместе в пути.