ВАЗ-2121 «Нива»
Эта машина стала гордостью нашей автомобильной промышленности и хитом советского экспорта. Впереди рассказ о ВАЗ-2121 «Нива».
Летом 1970 года председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин поставил задачу руководителям трёх крупнейших автомобильных заводов. Для советского села коллективы ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша должны создать новый автомобиль. По-граждански комфортный и по-армейски готовый к езде по любой дороге.
Среди мировых автопроизводителей невоенный внедорожник тогда выпускала только британская компания Land Rover. Это была крупная премиальная машина с соответствующей ценой.
Среди представленных советскими конструкторами разработок лучшим оказалось предложение Волжского автозавода. Ведущий конструктор проекта «Нива» Петр Михайлович Прусов создал компактный автомобиль с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Ходовой прототип появился в 72 году, а первый серийный образец сошёл с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года.
Цена новой «Нивы» - 9000 рублей. Дороже только представительская «Волга», которая стоит десять. Остальные советские машины дешевле почти вполовину.
Селяне и колхозники редко приобретали «Ниву». Дело не только в дороговизне, но и в огромном дефиците. Большинство, до 80 процентов производимых моделей ВАЗ-2121 уходили на экспорт. Западного покупателя при невысокой для него цене впечатляли потрясающая проходимость машины, её компактность и уют.
Конкурентов у «Нивы» не было. До середины восьмидесятых её экспортируют более чем в сто стран мира, включая США и Японию. В Германии надо было даже записываться в очередь на покупку. Советский внедорожник заполнил пустующую нишу и стал прародителем современных кроссоверов. Ни одна наша машина, ни до ни после, не пользовалась таким ошеломляющем спросом.
«Нива» с 2006 года носит название LADA 4×4. До сих пор это одна из самых экспортируемых отечественных машин. В России продажи не опускаются ниже 50 000 автомобилей в год. Неприхотливость, простой ремонт и невысокая цена перевешивают недостатки устаревшего джипа.
По уверениям компании АвтоВАЗ, «Нива» будет производится, как минимум, до 2021 года. Сегодня покупателям предлагают три модификации: классическую трёхдверную, удлинённую пятидверную и кроссовер LADA 4×4 Urban. Последняя уже не просто внедорожник - она предполагает комфортную городскую езду. А пятидверная «Нива-2131» стоит в гараже самого Владимира Путина.
Это была программа «То время» с рассказом о гордости нашего автомобилестроения – машине «Нива». Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!