ТУ-144 - первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт
У нашей страны огромные размеры. Желание сократить время перелёта из одного края в другой возникло с самого момента появления авиации. Сверхзвуковые самолёты в СССР появились в пятидесятые, но поначалу только у военных. Истребители и тяжёлые бомбардировщики находились в небе сравнительно небольшое время, а для дальних перелётов с пассажирами требовался другой запас прочности. Такой самолёт пришлось конструировать с нуля. Разработку поручили конструкторскому бюро Туполева. В 62 году советские специалисты узнали об англо-французском проекте сверхзвукового лайнера «Конкорд». В ЦК КПСС «туполевцам» поставили задачу – во что бы то ни стало обогнать иностранцев. С партией тогда не спорили и Ту-144 поднялся в небо 31 декабря 68 года, на два месяца раньше «Конкорда».
На Воронежском авиастроительном заводе наладили серийное производство самолёта. На него возлагались огромные надежды. Но двигатели лайнера оказались слабоваты для длительных перелётов, да и топлива хватало не более чем на три с половиной тысячи километров. 1 ноября 77 года начались сверхзвуковые пассажирские перевозки на Ту-144 по маршруту Москва – Алма-Ата. Билет на этот авиарейс стоил существенно дороже обычного, но тем не менее эксплуатация самолёта оставалась убыточной. В полётах часто происходили нештатные ситуации. Обслуживание и ремонт оказались сложным затратным делом. Через всего семь месяцев, 1 июня 78 года пассажирские перевозки на Ту-144 приостановлены. Предполагалось, что на время, но оказалось навсегда.
Позже Ту-144 привлекали для срочных и специальных грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. Всего лайнер совершил 102 полёта, из них 55 пассажирских, в которых перевёз 3284 человека. Для сравнения, Конкорд летал до 2000 года и за 27 лет эксплуатации им воспользовались более двух с половиной миллионов пассажиров. В наши дни из 16 построенных самолётов Ту-144 сохранилось только 7. Они находятся на хранении в различных музеях. Сверхзвуковой пассажирской авиации сейчас в мире нет. Но, как говорят конструкторы, за ней будущее и уже есть несколько интересных проектов. Насколько быстро наступит это будущее пока не ясно. Известно только одно – без Ту-144 его контуры вообще не были бы видны.
Это была программа «То время» с рассказом о сверхзвуковом пассажирском лайнере Ту-144. Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!