ТУ-134: самый массовый самолет в советской гражданской авиации
Ту-134 появился на свет в начале шестидесятых. Тогда Советскому Союзу требовались новые реактивные лайнеры для гражданских перелётов ближней и средней дальности. Самолёт разрабатывался инженерами конструкторского бюро Туполева как модификация Ту-124. Ему удлинили фюзеляж, перенесли двигатели в хвост, а также заменили оперение. Теперь можно было взять на борт почти в три раза больше пассажиров, летать значительно быстрее и садится на коротких взлётно-посадочных полосах. Пробный полёт лайнер совершил 29 июля 1963 года. Серийное производство самолётов развернулось на Харьковском авиазаводе. С 67-го и вплоть до середины восьмидесятых Ту-134 становится базовым для пассажирских перелётов внутри СССР. Также его массово поставляют на экспорт в Польшу, ГДР и другие страны Варшавского договора.
Ту-134 не только самолёт, но и сигаретная марка. Бело-голубую пачку с лайнером на фоне голубого неба специально для «Аэрофлота» выпускала болгарская фирма «Булгартабак». Ведь когда-то в полётах ещё можно было курить. Кроме того, Ту-134 появлялся во многих кинофильмах. Особенно выделяется эпизод в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», снятый летом 1973 года. Там есть сцена, где самолёт садится на шоссе. Асфальт обычной автострады веса многотонного лайнера не выдержал бы. Создатели фильма «загримировали» под шоссе аэродромную полосу, установили вдоль неё светофоры, указатели, киоски и высадили деревья. Самым опасным манёвром была посадка самолёта среди едущих по импровизированному шоссе автомобилей. Номер смог выполнить на Ту-134 известный ульяновский лётчик Иван Таращан. Стоит отметить, что до этого случая в мировом кинематографе таких трюков не делал никто.
Ту-134 выпускался с 66 по 84 год. За это время было сделано 852 самолёта. Эксплуатация некоторых из них продолжается. Ведь до сих пор в российских регионах много коротких взлётных полос, а Ту-134 умеет на них приземляться. В 2002 году ужесточились международные шумовые нормы для воздушных судов. Наш Ту-134, добавлю, один из самых громких самолётов. В среде авиаторов за высокий звук двигателей его даже прозвали «Свисток». В общем, в страны Евросоюза шумный Ту-134 больше не летает. Остались внутренние маршруты России и стран СНГ, хотя и там постепенно произойдёт замена на более современные лайнеры. В частности, как сообщает российское Министерство транспорта, это будут самолёты проекта Superjet 100. При этом рано говорить о полном исчезновении Ту-134 с небесных дорог: он используется для учебных целей, а также в военной и сельскохозяйственной авиации.
Это была программа «То время» с рассказом о воздушном лайнере Ту-134. Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!