Сырок «Дружба» – закуска, знакомая каждому советскому человеку
Плавленый сыр впервые выработали в 1911 году в швейцарском городе Туне сыровары Вальтер Гербер и Фриц Штеттлер. Продукт содержал сыр «Эмменталь» и добавку в виде цитрата натрия. Затем изобретение запатентовал американец Джеймс Крафт, основатель компании "Kraft Foods". Сейчас это одна из крупнейших мировых фирм, которая выпускает упакованные продукты питания. Дешевизна и способность плавленого сыра к долгому хранению обеспечили ему успех сначала в США, а потом и в других странах. В СССР этот продукт запущен в производство в 1934 году на Московском заводе плавленых сыров. В 1963 здесь под руководством технолога Марии Фоминичны Кулешовой началась разработка самой популярной у нас марки «Дружба». В 1968 году сырок «Дружба» выпущен в продажу.
В год производилось 12 тысяч тонн упакованных в фольгу брикетов плавленого сыра «Дружба». Если загрузить их в поезд, то получится восемь составов в каждом из которых по пятьдесят вагонов. На пике, в девяностые производство увеличилось ещё на треть. На фирменном логотипе «Дружбы» росчерк буквы «Д» обнимал синий земной шарик на желтом фоне. Такого мирового охвата не было, но это один из самых массовых продуктов в СССР. Порой случалось, что пустые прилавки магазинов украшали этим сырком, чтобы выставить хоть что-то. Домашние хозяйки делают из него супы и салаты, вся страна утром мажет «Дружбу» на бутерброд. Демократичная цена в 15 копеек делает сырок первейшей закуской и извечным спутником всех посиделок «на троих» с «беленькой» или портвейном «777».
В 2005 году в Москве возле здания завода плавленых сыров «Карат» был установлен памятник сыру «Дружба». Он изображал персонажей басни Ивана Крылова «Ворона и Лисица», которые сидели на пеньке обнявшись и держали сырок перед собой. Продукт был воспроизведён скульптором максимально близко к оригиналу, то есть в классической разноцветной упаковке. Памятник простоял 10 лет и в 2015 году был убран. Новое руководство завода «Карат» устроило ребрендинг. Упаковка «Дружбы» изменилась. В ней сохранена лишь узнаваемая красно-жёлтая цветовая гамма. Глобуса и размашистых букв в названии на упаковке больше нет. А вот вкус сырка остался тем же самым, что и полвека назад.
Это была программа «То время» и рассказ о плавленом сырке «Дружба». Все выпуски передачи можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении «Дорожного радио».
Всего доброго! Вместе в пути!