«Ракета» и «Метеор» - пассажирские суда на воздушных крыльях
Конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев презентовал всему миру первое советское пассажирское судно «Ракета» в 1957 году. В разгар Международного фестиваля молодёжи и студентов в акваторию реки Москвы влетел скоростной обтекаемый лайнер, словно устремлённый в будущее. Конечно, он произвёл фурор. В шестидесятые разработаны суда «Метеор», «Комета» и «Беларусь». За ними идут в серию «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон» и «Ласточка». Однако, в народе все такие суда привычно называют либо «Ракета», либо «Метеор». Их особенность – подводные крылья под корпусом. Конструкция приподнимает судно над водой, уменьшает её сопротивление и позволяет развивать высокую скорость.
Семейные и романтические прогулки на «Ракете» стали популярным видом отдыха. И не только отдыха. Туда, где нет обычных дорог, теперь быстро добираются по реке. В семидесятые крылатые теплоходы исчисляются тысячами. Известно более ста портов приписки на реках и морях не только в СССР, но и за рубежом. У иностранцев есть свои версии, но они предпочитают закупать разработки Ростислава Алексеева. Его суда доступнее и дешевле в эксплуатации. Если же говорить о пассажиропотоке, то к началу восьмидесятых количество перевозимых «Ракетами» людей достигает двадцати миллионов в год.
К девяностым расцвет скоростного пассажирского флота идёт на убыль и у нас, и во всём мире. Одна из причин – дороговизна, ведь «Ракеты» потребляют много дизельного топлива. Также они теряют управляемость и скорость при накатывании большой волны. Тем не менее, ряд скоростных маршрутов существует по сей день как в России, так и не менее чем в двадцати странах. При этом, две трети всех судов на подводных крыльях применяют конструкторские принципы Ростислава Алексеева.
Это была программа «То время» с рассказом о пассажирских судах на подводных крыльях. Читайте или слушайте выпуски на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!
Фото pixabay.com