«Рафик»: история самого известного микроавтобуса в СССР
В 1949 году под Ригой в латвийском городе Елгава появился РЗАК, то есть «Рижский завод автобусных кузовов». Поначалу он производил обычные автобусы, которые полностью копировали машины горьковского автозавода. В 55-м налажен выпуск собственных моделей, при этом базовые узлы также делал ГАЗ. Предприятие переименовали в Rīgas Autobusu Fabrika, если короче RAF, и все следующие машины выходили с конвейера уже под этим названием. В 57 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. К нему рижские конструкторы разработали микроавтобус RAF-10. Модель, рассчитанная на 10 мест, получила имя «Фестиваль» и перевозила иностранных гостей столицы. РАФ-10 имел много нареканий и выпускался всего один год. Однако, начало было положено. В дальнейшем RAF становится самой известной в СССР маркой микроавтобусов.
Расцвет производства на Рижской автобусной фабрике пришёлся на конец семидесятых. В 76-м выпущен в серию 11-местный микроавтобус РАФ 2203 «Латвия». Потребность в таком транспорте у Советского Союза была огромной, даже без продаж в частные руки. «Рафик» широко используется в качестве машин скорой помощи, выполняет служебную развозку и бегает как маршрутка. Однако, в восьмидесятых к нему у шофёров накопилось много претензий по части долговечности подвески, рулевого управления и тормозов. Да и безопасным этот микроавтобус тоже не считали. Модель настойчиво требовала обновления и такие попытки на заводе RAF предпринимались. Рижские инженеры в 86 году представили прототип «рафика», а к 89-му собрали и работающий образец.
Узлы и комплектующие для микроавтобуса RAF собирались в разных уголках СССР. Пока конструкторы носились с проектом новой машины, страна начала распадаться. В 91 году Латвия обрела независимость. Политически и экономически она переориентировалась на Европу. Главный для RAF российский рынок стал насыщаться собственными микроавтобусами «Газель» и подержанными иномарками. В 96 году RAF пытался войти в альянс с Горьковским автозаводом как автосборочная линия, но правительство Латвии блокировало это соглашение. В 98-м владельцы RAF заявили о банкротстве. В наши дни основная часть производственных корпусов завода разрушена, а часть сдана арендаторам под торговлю. О возрождении «рафика» уже никто в Латвии не говорит. В общем, финитас ляс комедиас, прошу прощения за мой латышский.