ПАЗ: народный автобус, готовый к любым дорогам
Павловский автобусный завод имени Жданова с 1952 года производит автобусы малого и среднего класса. В народе их ласково называют «Пазиками», обычно подразумевая две самые известные модели ПАЗ-672 и ПАЗ-3205. Выпущенный в серию в 68-м году «шестьсот семьдесят второй» - это машина преимущественно для сельских дорог. Высокий дорожный просвет автобуса позволял добраться по просёлку до райцентра даже в сезонную распутицу.
В «Пазике» две двери и 23 сидячих места. Общая вместимость 45 человек, но на практике перевозили и намного больше. Внешне автобус похож на небольшой вагон поезда, потому что капота у него нет и мотор расположен внутри салона. Больше двадцати лет, до конца восьмидесятых ПАЗ-672 - главный автобус для советских деревень и пригородов. Его используют для перевозки пассажиров и модифицируют под множество задач. «Пазик» мог быть автолавкой, передвижной библиотекой, агитмобилем и даже катафалком. Интерес к нему проявляли и зарубежные покупатели. ПАЗ-672 экспортировался в 30 стран и ездил по дорогам Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.
К середине восьмидесятых «672-ой» устарел морально и технически. В 89-м его на конвейере сменил ПАЗ-3205. Произошло это не сразу, машину разрабатывали почти 15 лет. Заменены основные узлы, салон стал просторнее, увеличилась площадь остекления кузова. В начале девяностых с распадом СССР разрушилась привычная схема поставки запчастей на Павловский завод. Пришлось серьёзно снижать объёмы выпуска автобусов. К концу десятилетия всё наладилось. Более того, в начале нулевых «Пазик» стал самым массовым автобусом в нашей стране. Невысокая цена и простота обслуживания привлекали покупателей, занимающихся частными перевозками. Чаще всего «Пазики» используют как маршрутные такси.
В наше время «Павловский автобусный завод» это мощное предприятие, которое входит в десятку мировых производителей автобусов. Каждый 4-й автобус на дорогах России — это ПАЗ. Новый «Пазик» сходит с конвейера завода каждые 13 минут. Сейчас это уже машина, которая оборудуется ремнями безопасности, электроникой, кондиционером и другими приметами современности. 672-ой «ПАЗ» вы на дорогах увидите уже вряд ли, а 3205 производится до сих пор. Он настолько популярен, что в 2013 году в подмосковном Подольске ему установили памятник с надписью «Автобусу-труженику». Получается, что это памятник при жизни.
Это была программа «То время» с рассказом об автобусах ПАЗ. Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!