Ока: чуть побольше мотоцикла, но уже автомобиль
Разрабатывать «Оку» начали в семидесятые на Серпуховском мотоциклетном заводе. Поначалу это была альтернатива устаревшей на тот момент мотоколяске для инвалидов С-3Д. К 82 году в Серпухове собрали микроавтомобиль с рабочим названием СМЗ-1101 «Ока». Но мощностей завода для производства этой машины не хватало. Тогда Минавтопром СССР специальным приказом предписал производство автомобиля особо малого класса на Волжском автозаводе с учётом опыта инженеров из Серпухова. Их совместный мозговой штурм привёл к отказу от концепции машины только для людей с ограниченными возможностями. Разработчики взяли курс на универсальность, дешевизну и унификацию деталей с ВАЗовским производством. От первоначального варианта не осталось практически ничего кроме названия. В 88 году первые 300 экземпляров нового автомобиля ВАЗ 1111 «Ока» сошли с конвейера завода в Тольятти.
В девяностые, после перехода на рыночную экономику, АвтоВаз счёл выпуск микролитражек нерентабельным. В 95-м производство перебазировалось на Серпуховский автозавод и в Елабугу на дочернее предприятие ОАО «КАМАЗ». «Ока» пользовалась устойчивым спросом. За совсем небольшие деньги покупатель получал автомобиль, в котором можно было перевезти четырёх человек и мешок картошки в придачу. Плюсом были также расход топлива, ремонтопригодность и простота парковки. Если «Ока» увязала в грязи, то приподнять и вытолкнуть её не представляло труда. Но о техническом совершенстве, надёжности и комфорте машины речь при этом не шла. Да и насмешек над миниатюрностью «Оки» хватало. Её называли «Блоха», «Бешенная табуретка» и «брелок от КАМАЗа».
В нулевые годы спрос на «Оку» неуклонно снижался. Технически она устарела, да и цена перестала быть привлекательной. В 2008 году выпуск «Оки» прекратился, но подержанные экземпляры ещё можно встретить на наших дорогах. К сожалению, Россия сейчас вообще не производит автомобилей особо малого класса. При этом иностранные микролитражки, такие как Daewoo Matiz, Kia Picanto, Peugeot 107, Smart, Renault Twingo и целый ряд других довольно популярны. В 2013 году «АвтоВАЗ» заявлял о намерении к 2020 году возобновить производство микроавтомобиля класса «А» в радикально модернизированном виде. Но, с тех пор пока тихо.
Это была программа «То время» с рассказом о маленьких автомобилях «Ока». Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!