О мотоцикле «Ява»
Несмотря на схожее название, к острову в Индонезии чехословацкий мотоцикл Jawa не относится. Это сокращение от фамилии предпринимателя Франтишека Яничека и названия немецкой фирмы ВАндерер, у которой он купил лицензию на производство. Мотоциклы на заводе в местечке Ти́нец-над-Са́завоу выпускаются с двадцатых годов, а в 1963 «Яву» начинает закупать СССР. Наша страна становится крупнейшим экспортёром чешских «стальных коней». Кстати, чаще всего они поставлялась к нам в вишнёвом цвете, за что получили прозвище «Вишнёвка».
Самая желанная для советских мотоциклистов «Ява» с индексом 350 634-01 выпускается с 1973 года. Двигатель мощностью 22 лошадиных силы развивает скорость 130 километров в час. Официальная цена такой «Явы» - 950 рублей, что существенно дороже большинства советских мотоциклов. Однако, высокая стоимость компенсируется качеством сборки и надёжностью. Кроме того, чешский «конь» славится ремонтопригодностью. Запчасти к «Яве» можно найти почти в любом магазине «Спорттовары». Пик популярности пришёлся на конец семидесятых. Увы, позже, в восьмидесятые чехословацкое мотопроизводство начинает технологически отставать от всего остального мира.
За всё время торговых отношений, а это без малого тридцать лет, Советский союз купил у «Явы» более миллиона мотоциклов разных моделей. После распада СССР чешский завод оказался в критической ситуации. В девяностые годы предпринимаются попытки модернизации предприятия, но вернуть былой спрос на мотоциклы Jawa так и не удалось. Тем не менее, компания существует до сих пор и даже недавно представила три новых модели для рынка Индии. Ну а в современной России наибольший спрос находят японские, немецкие и американские мотоциклы.
Это была программа «То время» и рассказ про мотоциклы Jawa. Послушать, прочитать, поделиться мнением об этом и остальных выпусках передачи можно на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!