Мотор «Ветерок»
С ним можно быстро скользить по водной глади или бодро прыгать по невысокой волне. Надёжный друг рыбака, речника и туриста. Сегодня расскажу про лодочный мотор «Ветерок».
Подвесной лодочный мотор «Ветерок» разработан в 1964 году на Ульяновском моторном заводе. Конструктор Ефим Иосифович Фишбейн взял за основу мотор «Москва», который был почти полной копией американской марки «Scott-Atwater». Ряд технических усовершенствований в «Ветерке» позволил облегчить запуск двигателя, снизить его шум и повысить надёжность. К сожалению, не все новшества удалось воплотить. Конструктору «Ветерка» поставили жёсткое условие – сделать мотор недорогим. Первая модель мощностью 8 лошадиных сил пошла в серийное производство в 65 году.
«Ветерок» ставили на самые массовые советские лодки с названием «Казанка» и «Казанка-М». Управляли ими сидя сзади и с помощью румпеля, то есть специального рычага, который поворачивал гребной винт и, соответственно, всю лодку. В семидесятые «Ветерок» — однозначный хит у советских водномоторников. Большей популярностью пользовался только мотор «Вихрь». Но тот был помощнее и ставился на хозяйственные, прогулочные, патрульные и спасательные лодки. Кстати, семидесятые считаются золотым веком для советских лодочных моторов. Их тогда выпускали больше всего. Салют, Нептун, Москва, Привет, Вихрь — и каждая из этих моделей имела ещё и свои модификации. Что же до «Ветерков», то они выпускались в трёх вариантах — 8, 12 и 15 лошадиных сил.
В восьмидесятые в СССР началась кампания по ограничению эксплуатации маломерного флота. Модели лодочных моторов стали снимать с производства. В девяностые в стране тяжело с экономикой. Спрос на лодки упал. Ульяновский завод преследуют финансовые трудности и череда смены собственников. В 2005, когда умер конструктор Ефим Фишбейн, выпуск моторов «Ветерок» резко сократился. В 2008 Ульяновский завод заявил о прекращении производства модели. В среде водномоторников «Ветерок» советских годов выпуска до сих пор высоко ценится за свою ремонтопригодность. Один мой товарищ с успехом катается на моторе тридцатилетней давности и зовёт в поход. Как-нибудь, обязательно поеду.