Мопед Карпаты
Автомобиль для советского человека – почти несбыточная мечта. Дефицитная и дорогая. Мотоцикл - тоже недёшево. А вот мопед в самый раз. «Карпаты», ценой около двухсот рублей, поставлен на конвейер Львовского мотозавода весной 1981 года. Заменяет суперпопулярную модель «Верховина», которая выпускалась более десятка лет и оказала существенное влияние на советскую мототехнику. «Карпаты» в своей конструкции не имели велосипедных педалей, то есть относились к классу мокиков и внешне напоминали мотоцикл. Это сходство подчёркнуто новой формой рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Кроме того, увеличен гарантийный срок и ресурс мотора. До первого капремонта новый мопед мог проехать 18000 километров, в то время как "Верховина" на три тысячи меньше.
"Карпаты, Карпаты - он мой железный конь, Карпаты, Карпаты – не мокик, а огонь". Это из советского фольклора. Оснащённый одноцилиндровым двигателем мощностью в две лошадиные силы, мопед разгоняется до 40 километров в час. На «Карпатах» можно вполне прилично ехать по бездорожью. Этим пользуются туристы и нередко отправляются на мопедах в дальние путешествия. Но всё же самый частый владелец «Карпат» – подросток, который выпросил его у родителей. Права на управление мопедом не требуются. В начале восьмидесятых «Карпаты» стали хитом. В год Львовский мотозавод выпускает около трёхсот тысяч штук.
В начале девяностых экономическая ситуация сильно ухудшилась, а затем рухнул и «нерушимый» Союз. Львовский мотозавод с его «Карпатами» стороной не обошло, ведь собирали мопеды из комплектующих по всему СССР. Качество мопедов стало падать, их выпуск стремительно снижается. Уже в независимой Украине была попытка на базе «Карпат» освоить новый мокик «Львів» с польскими двигателями. Однако, клубок экономических проблем раздавил эти начинания. Львовский мотозавод в 1997 закрылся. Его оборудование демонтировали и вывезли. Сейчас в заводских корпусах мебельный салон и магазин бытовой техники. Мопед «Карпаты» в наши дни раритет, и его можно найти разве что среди хлама в старом гараже.
Это была программа «То время» и рассказ о мопеде «Карпаты». Все выпуски передачи можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!
Фото: Roma Urraco