Лимонад «Саяны»: самый популярный советский напиток
Если быть точным, то «Саяны» это не лимонад, а тонизирующий напиток. Именно так было написано на этикетке. Создание массового напитка дело не простое и требует серьёзной научной базы. В 35 году в СССР был создан Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности. Его расцвет наступил в шестидесятых-семидесятых, когда учёные института разработали целый ряд знаменитых напитков. Среди них «Байкал», «Дюшес», «Буратино», «Колокольчик», «Крюшон» и, конечно, «Саяны». Последний, помимо обычной лимонадной основы, то есть лимонного сока, сахара и газированной воды, содержал экстракт горной травы левзеи. Эта трава давала особенную полынную горьковатость, сосновый аромат, и тот самый тонизирующий эффект. Как раз, чтобы освежиться в жаркий день.
Как и все советские газированные напитки, «Саяны» разливались в стеклянные бутылки ёмкостью в пол-литра. Жестяная крышка лимонада снималась только открывашкой и закрыть бутылку обратно было нельзя. На полукруглой этикетке, которая клеилась на верхнюю часть бутылки, изображались горные вершины, припорошенные снегом. Поскольку основой лимонада были натуральные компоненты, то для него устанавливался срок годности в 7 дней. После его истечения на дне начинал образовываться осадок. Напиток стоил 27 копеек с учётом цены стеклотары. Пустые бутылки из-под лимонада можно было сдать в пункт приёма вторсырья и получить 12 копеек обратно.
После распада Советского Союза товарный знак «Саяны» стал предметом ряда судебных разбирательств. Последнее из них завершилось в 2015 году. В наши дни напиток выпускают небольшими партиями на нескольких предприятиях. Самое большое из них – компания «Аквалайф», которая продаёт «Саяны» под общим брендом «Напитки из Черноголовки». Сейчас в лимонад добавляются консерванты и его срок годности увеличен до 12 месяцев. Покупатели, которые пробовали современные «Саяны», при опросах в Интернете отзываются о напитке хорошо. Однако, статистика продаж в российских магазинах говорит о большем интересе к иностранной газировке. Объяснение у этого факта, конечно, есть. Но я его искать не буду. Всё-таки, лимонад — это дело вкуса.
Это была программа «То время» с рассказом о газированном напитке «Саяны». Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!