КАМАЗ – не боится ни расстояний, ни грязи, ни холода
Экономике СССР в шестидесятых годах срочно потребовались грузовики нового типа – экономичные, комфортные и подходящие для любого климата. Прототип такой машины разрабатывался на московском заводе имени Лихачёва с 1967 года и назывался ЗИЛ-170. В августе 69-го ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Камского автозавода в Набережных Челнах. Будущий автогигант строила вся страна. В начале 70-х КАМАЗ объявлен ударной комсомольской стройкой. На стройплощадке работало более 100 тысяч человек. В оснащении завода задействовано 700 иностранных фирм. Всего же заказы на стройматериалы и оборудование выполняли свыше 2000 предприятий. Разработка и сборка ЗИЛ-170 перенесена в Набережные Челны с переименованием машины в КАМАЗ-5320. Опытный образец готов в 1974, а первый серийный КАМАЗ увидел свет 16 февраля 76 года.
Рост производства на КАМАЗе бьёт мировые рекорды. В июне 79-го выпущен стотысячный грузовик. Ко второй половине восьмидесятых КАМАЗы составляют треть грузового автопарка СССР, а количество выпускаемых машин перевалило за миллион. В начале девяностых ситуация меняется. КАМАЗ становится акционерным обществом. Возникшие рыночные отношения в нашей стране приводят к трудностям со сбытом. КАМАЗ едва выживает в условиях жёсткой конкуренции с иностранными грузовиками. В 93 году на заводе происходит пожар, который уничтожает основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Полностью разрушен завод двигателей. Казалось, это конец. Спасение пришло от правительств Татарстана и России. Общими усилиями удалось конвертировать долг объединения в размере миллиарда долларов, восстановить производство и освоить выпуск новых моделей грузовиков. На безубыточность КАМАЗ вышел в 1999 году.
16 февраля 2012 года КАМАЗ выпустил юбилейный двухмиллионный грузовик. Сейчас предприятие сотрудничает с ведущими мировыми производителями и занимает 14-е место в мире по объему сборки грузовых авто тяжелого класса. «КАМАЗ», который расположен в Набережных Челнах, включает в себя 9 крупных специализированных заводов. Также имеются сборочные производства в Украине, Казахстане, Эфиопии и Польше. Модели КАМАЗа эксплуатируются более чем в 80 странах. В России они применяются в армии, промышленности, строительстве и городском хозяйстве. КАМАЗы стали классикой. Да что там классикой! Почти синонимом слова «грузовик».
Это была программа «То время» с рассказом о КАМАЗе. Все выпуски передачи можно слушать на сайте Дорожного радио, в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!