Как строили БАМ
В апреле 1932 года выходит постановление Совета Народных Комиссаров «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Требуется двадцать пять тысяч строителей, но официально удалось привлечь в десять раз меньше. Новое постановление передаёт строительство под контроль Объединённому государственному политическому управлению. ОГПУ привлекает к работам заключённых Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря. Во время войны строительство приостановилось и возобновлено в 1947 году также силами осуждённых. К 1958 году на полную мощность заработало несколько участков дороги, и первая стадия на этом завершается. Второй этап начался 8 июля 1974 года, когда ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали через Восточную Сибирь и Дальний Восток. В этот период проект стал всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
В семидесятые в СССР слово «БАМ» одно из самых употребляемых. Оно несётся из радио и телеприёмников, его крупными буквами пишут в газетах и в лозунгах на стенах домов. О БАМе поют десятки вокально-инструментальных ансамблей. Тысячи молодых людей со всех концов огромной страны по призыву Ленинского комсомола едут в тайгу класть рельсы. Отсутствие налаженного быта, суровые морозы зимой и тучи мошкары летом. Выручает только энтузиазм молодости. Сложность трассы неимоверная. Магистраль, протяжённостью более четырёх тысяч километров, проходит через семь горных хребтов. Пробито множество тоннелей, пересечено 11 крупных рек. В обеспечении колоссальной стройки всем необходимым участвуют 60 отраслей советского народного хозяйства, сотни предприятий и научных организаций. Основная часть магистрали построена к октябрю 1984-го, а в постоянную эксплуатацию БАМ сдают в 1989.
В начале девяностых экономисты оценили БАМ как самый дорогой инфраструктурный проект в истории СССР. Кстати, часть магистрали достраивали уже в стране с другим названием. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель, длиной в 15 километров, сдан в эксплуатацию в декабре 2003. В целом, БАМ - это второй, наряду с Транссибом, транспортный коридор к Тихому океану. Сейчас он работает на пределе пропускной способности и ведётся модернизация магистрали для увеличения грузопотока. В год сорокалетия ударной стройки в 2014-м Президент Владимир Путин заявил о том, что на расширение возможностей БАМа и Транссиба будет выделено 150 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния. Тогда же состоялась закладка «серебряного звена» на перегоне Таксимо – Лодья Восточно-Сибирской железной дороги. Журналисты даже поспешили его назвать «БАМ-2». Правда, молодёжного энтузиазма здесь уже нет. Дорогу возводят обычные строители.
Это была программа «То время» с рассказом о Байкало-Амурской магистрали. Читайте или слушайте выпуски на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!