История Ту-134
В начале 1960-х Советскому Союзу потребовались новые реактивные лайнеры для гражданских перелётов ближней и средней дальности. Ту-134 разрабатывают инженеры конструкторского бюро Туполева взяв за основу предыдущий Ту-124. Удлинён фюзеляж, а двигатели перенесены в хвост. Теперь можно взять на борт почти в три раза больше пассажиров, летать значительно быстрее и садится на коротких взлётно-посадочных полосах.
Пробный полёт лайнер совершил 29 июля 1963 года. Серийное производство машины разворачивается на Харьковском авиазаводе. С 1967-го и до середины восьмидесятых Ту-134 — базовый самолёт для пассажирских рейсов внутри СССР. Также его поставляют на экспорт в Польшу, ГДР и другие страны Варшавского договора.
Ту-134 не только самолёт, но и сигаретная марка. В то время в полётах ещё можно было курить. Бело-голубую пачку с лайнером на фоне голубого неба для «Аэрофлота» выпускает болгарская фирма «Булгартабак». Кроме того, Ту-134 часто появляется в кинофильмах. Особенно яркий эпизод есть в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», снятый летом 1973 года. Там есть сцена, где самолёт садится на шоссе. Асфальт обычной автострады веса многотонного лайнера не выдержал бы. Создатели фильма «загримировали» аэродромную полосу, установили вдоль неё светофоры, указатели, киоски и высадили деревья. Самый опасный манёвр – это посадка среди едущих по дороге автомобилей. Номер смог выполнить на Ту-134 известный ульяновский лётчик Иван Таращан. До него в мировом кинематографе таких трюков не делал никто.
Ту-134 выпускался до 1984 года и всего сделано 852 самолёта. Некоторые летают и сейчас. В наших регионах до сих пор много коротких взлётных полос, а Ту-134 умеет на них приземляться.
В 2002 году ужесточились международные шумовые нормы для воздушных судов. Ту-134, отмечу, очень громкий самолёт. В среде авиаторов за высокий звук двигателей его даже прозвали «Свисток». В общем, в страны Евросоюза Ту-134 больше не летает. Остались внутренние маршруты России и стран СНГ, хотя и там его скоро заменят более современные лайнеры. Но всё же рано говорить о полном исчезновении Ту-134 с небесных дорог: машина используется для учебы, а также в военной и сельскохозяйственной авиации.
Это была программа «То время» и рассказ про Ту-134. Читайте или слушайте выпуски на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!
Фото youtube.com, depositphotos.com