История торговой марки «Radiotehnika»
В 1926 году владелец рижского фотоателье Абрам Лейбовиц заметил: латыши всё больше слушают радио, но приёмников не хватает. Лейбовиц начал ввозить устройства из Германии, затем переориентировался на сборку собственных. Бизнес пошёл в гору после того как на работу к нему нанялся специалист по электронике Александр Апситис. Через несколько лет они поссорились, Апситис основал своё производство. В 1940 году в Латвию пришла советская власть и национализировала оба предприятия. Тогда впервые прозвучало слово «Radiotehnika» в названии торговой марки. В годы войны её захватили фашисты и сделали частью концерна Telefunken. В 1944 Ригу освободили советские войска. Александр Апситис, усилиями которого удалось спасти оборудование завода от вывоза в Германию, встал во главе «Радиотехники».
В пятидесятых здесь выпускают популярные ламповые приёмники «Riga». Их качество так высоко, что устройства покупают не только в СССР, но и в Европе. Следующий хит – малогабаритный серийный транзисторный радиоприёмник «Gauja» (Гауя). Его легко увидеть в советских фильмах шестидесятых, например, в «Три плюс два» или «Берегись автомобиля». «Радиотехника» стал огромным предприятием с тысячами сотрудников и большим ассортиментом. Восьмидесятые и вовсе золотые. В год производится миллион радиоприёмников, усилителей и магнитофонов и более миллиона акустических систем. Это примерно 35 процентов от всей советской аудиотехники. Меломаны выстраиваются в очередь за стереосистемой «Radiotehnika М-101» и колонками «S-90». Они считаются лучшими из тех, что можно купить в магазинах.
Распад СССР в девяностых, обретение независимости Латвии и экономические реформы сказались на компании Radiotehnika самым негативным образом. С одной стороны, на рынок вышел дешёвый китайский ширпотреб, с другой появилась возможность купить по-настоящему качественную европейскую и японскую технику. Предприятие не выдерживает. Его делят на две части. Одна становится банкротом, вторую в 1998 году купили бизнесмены Эдуард и Юрий Малеевы. В наши дни под брендами Arslab, Old School и Penaudio предприятие выпускает колонки и корпуса для них. В основном, их покупают европейские и азиатские аудиофилы. Изделия довольно дорогие и в год их собирают около тысячи штук. О прошлых объёмах производства говорить, конечно, не приходится.
Это была программа «То время» и рассказ про компанию Radiotehnika. Все выпуски передачи можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!