История снегохода «Буран»
Снега у нас много. Огромные холодные пространства издавна обживались и осваивались с транспортной помощью мускульной силы животных. В двадцатом веке железный советский конь приходит на смену крестьянской лошадке, оленю и собаке. Первые мотонарты и аэросани с пропеллером слишком громоздкие аппараты. Их много испытывали, но до серийного производства дело не дошло. Зимой 1971 года канадская фирма Бомбардье презентует в Москве шесть снегоходов Ski-Doo. Советское руководство одобряет их покупку и три «Сноумобиля» отправляются прямиком на завод «Рыбинские моторы». Спецы разбирают, изучают и к концу года делают свой опытный образец. Базовая конструкция «две гусеницы — одна рулевая лыжа». В 1973-м снегоход встаёт на конвейер под маркой «Буран».
Обычные советские люди эту специфическую технику редко могут себе позволить. «Буран» стоит 2500 тысячи рублей, всего лишь в два раза дешевле чем новый автомобиль «Жигули». Снегоходы закупают рыболовецкие колхозы, охотничьи хозяйства, предприятия связи. Ими укатывают трассы для лыжных гонок. Преимущества «Бурана» - проходимость, грузоподъёмность, простой ремонт и работа на дешёвом 76-м бензине. Недостатки – прожорливый мотор, большой угол поворота и жёсткая подвеска. В восьмидесятом в Рыбинске ежегодно выпускают семь тысяч снегоходов, через пять лет - четырнадцать. Проблемы сбыта не существует, других снегоходов в СССР нет.
Отсутствие конкуренции внутри страны оказывает «Бурану» медвежью услугу. Рынок открылся, а за долгие годы машина почти не изменилась. Зарубежные производители со своими более экономичными и комфортными снегоходами с девяностых годов бьются за нашего покупателя. В Рыбинске новые модели выпущены только в нулевые. Тем не менее, такие козыри как проходимость, грузоподъёмность и, конечно, цена держат «Буран» на плаву. Плюс привычка к родной марке. Ведь на русском Севере имя «Буран» - нарицательное. Так называют любой снегоход, независимо от модели.
Это была программа «То время» и рассказ о снегоходах «Буран». Читайте или слушайте выпуски на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!
Фото: 5koleso.ru