История народного автомобиля ВАЗ-2101
В августе 1966 года министерство внешней торговли СССР подписывает договор с итальянской компанией Fiat о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. Документ утверждает проект автозавода в Тольятти и первые образцы машин для выпуска. Прототипом становится модель Fiat-124, которую в 1967 году признали автомобилем года в Европе. В конструкцию итальянской машины внесли более восьмисот правок, чтобы приспособить её под наши дороги и климат. Даже по комфорту наш ВАЗ-2101 тогда превосходил оригинал. Например, в советском седане появилась возможность превратить кресла в спальные места. Первая «единичка» выехала из заводской проходной 19 апреля 1970 года.
В семидесятые ВАЗ-2101 – дефицитный и желанный народный автомобиль с прекрасными ходовыми характеристиками. На тот момент по потребительским качествам «Копейка» почти не отстаёт от мирового автопрома. Впервые наши автомобилисты узнали, что в малолитражке зимой может быть тепло и для разговора в салоне не нужно повышать голос. Особый восторг вызывает простой и быстрый запуск двигателя в морозы.
Часть деталей первых «жигулей» импортные и налаживание производства происходило при участии итальянцев. За это «Копейка» особо ценилась в сравнении с другими советскими машинами. Впоследствии она стала базовой моделью для классической линейки «жигулей» – от ВАЗ-2102 до ВАЗ-2107.
В восьмидесятых, а особенно к их концу, первая модель «жигулей» на фоне одноклассников выглядит древностью. В салоне тесно, мотор маломощный, тормоза слабенькие. В девяностые по лидерству советских машин на дорогах и вовсе нанесён сокрушительный удар в виде конкуренции с подержанными иномарками. «Копейку» сняли с производства в 1983 году. Последнюю модель из её семейства перестали выпускать в 2012-м. Однако до сих пор на дорогах встречаются живые экземпляры из того самого классического модельного ряда. При этом в наши дни ОАО «Автоваз» – это уже совместное предприятие с корпорацией Renault-Nissan.
Это была программа «То время» с рассказом об автомобиле ВАЗ-2101. Читайте или слушайте выпуски на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!
*Фото @Sergejs Demarčuks