История лимонада «Саяны»
Если быть точным, то «Саяны» это не лимонад, а тонизирующий напиток. Именно так было написано на этикетке. Создание массового напитка дело не простое и требует серьёзной научной базы. В 1935 году в СССР создан Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности. Его расцвет наступает в начале семидесятых, когда учёные института разработали целый ряд знаменитых напитков. Среди них «Байкал», «Дюшес», «Буратино», «Колокольчик», «Крюшон» и, конечно, «Саяны». Последний, помимо обычной лимонадной основы, то есть лимонного сока, сахара и газированной воды, содержит экстракт горной травы левзеи. Эта трава даёт особенную полынную горьковатость, сосновый аромат, и тот самый тонизирующий эффект. Как раз, чтобы освежиться в жаркий день.
Как и все советские газированные напитки, «Саяны» разливается в стеклянные бутылки ёмкостью пол-литра. Жестяная крышка лимонада снимается только открывалкой и закрыть бутылку обратно нельзя. На полукруглой этикетке, которая клеится на верхнюю часть бутылки, изображены горные вершины, припорошенные снегом. Поскольку основа лимонада - натуральные компоненты, то для него установлен срок годности в 7 дней. После его истечения на дне появляется осадок. Напиток стоит 27 копеек с учётом цены стеклотары. Пустые бутылки из-под лимонада можно сдать в пункт приёма вторсырья и получить 12 копеек обратно. Кэшбек по-советски.
После распада Советского Союза товарный знак «Саяны» становится предметом судебных разбирательств. Последнее из них завершилось в 2015. В наши дни напиток выпускают небольшими партиями на нескольких предприятиях. Самое большое из них – компания «Аквалайф», которая продаёт «Саяны» под общим брендом «Напитки из Черноголовки». Сейчас в лимонад добавляются консерванты и его срок годности увеличен до 12 месяцев. Покупатели, которые пробовали современные «Саяны», при опросах в Интернете отзываются о напитке хорошо. Однако, статистика продаж в российских магазинах всё же говорит о большем интересе к иностранной газировке. Объяснение у этого факта, конечно, есть. Но я его искать не буду. Всё-таки, лимонад — дело вкуса.
Это была программа «То время» с рассказом о газированном напитке «Саяны». Читайте или слушайте выпуски на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!