История автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»
Летом 1970 года председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин ставит задачу руководителям трёх крупнейших автопредприятий. Коллективы ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша должны создать для советского села новый автомобиль. По-граждански комфортный и по-армейски готовый к езде по любой дороге. На тот момент в мире невоенные внедорожники выпускает только британская компания Land Rover. Но её джип - это крупная премиальная машина с соответствующей ценой, а нам нужна рабочая лошадка. Среди представленных нашими конструкторами разработок лучшим оказалось предложение Волжского автозавода. Ведущий конструктор проекта «Нива» Петр Михайлович Прусов создаёт компактный автомобиль с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Ходовой прототип готов в 1972 году, а первый серийный образец сошёл с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977-го.
Цена новой «Нивы» - 9000 рублей. Дороже только представительская «Волга», которая стоит десять. Остальные советские машины дешевле почти вполовину. Увы, наши селяне и колхозники редко приобретают «Ниву». Дело не только в дороговизне, но и в огромном дефиците. Большинство, до 80 процентов производимых моделей ВАЗ-2121 уходят на экспорт. Западного покупателя при невысокой для него цене впечатляют потрясающая проходимость машины, её компактность и уют. В тот период конкурентов у «Нивы» нет. До середины восьмидесятых её экспортируют более чем в сто стран мира, включая США и Японию. В Германии надо даже записываться в очередь на покупку. Советский внедорожник заполнил пустующую нишу и стал прародителем современных кроссоверов. Ни одна наша машина, ни до ни после, не пользовалась таким ошеломляющим спросом.
«Нива» с 2021 года носит название LADA NIVA Legeng. И она действительно «Легенда» - в мире автомобилей единицы таких долгожителей. Экспорт по-прежнему есть, хотя, конечно, в намного меньших объёмах, чем при СССР. В России продажи не опускаются ниже 50 000 в год, а всего за 45-летнюю историю марки выпущено около 2,5 миллионов экземпляров. Руководство «Автоваза» пока что останавливать производство модели не планирует. Неприхотливость, простой ремонт и невысокая цена перевешивают недостатки устаревшего джипа. Кроме того, «Нива» имеет высокую степень локализации, что в условиях западных санкций и дефицита импортных деталей, позволяет сохранить пусть и спартанский, но, всё же, свой собственный и родной автомобиль.
Это была программа «То время» с рассказом об автомобиле «Нива». Читайте или слушайте выпуски на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!