История автомобиля «Таврия»
«ЗАЗ-1102» - преемник «Запорожца» ЗАЗ-968, прозванного в народе «ушастым». В отличие от неказистого предшественника, машина задумывается как технологический прорыв. Она имеет водяное охлаждение вместо воздушного, привод на передние колёса, и новый для советского автопрома кузов в форме «хэтчбек». Прототипы появляются в шестидесятых, однако техническое задание от Минавтопрома СССР приходит на Запорожский автозавод только в 1978. В основе «ЗАЗ-1102» — малолитражка Ford Fiesta образца 1976 года. Конструкторам пришлось изрядно поколдовать, поскольку на наших дорогах эта зарубежная малышка капризничала. Увы, требования Минавтопрома часто менялись, а финансирование поступало с перебоями. Разработка затянулась, и «Таврия» вышла к потребителю только в 1987 году.
В рекламном ролике для западного потребителя «Таврию» эффектно заправляют из зажигалки. Машина действительно экономичная. Но конструктивно устарела, воображение не поражает, так что экспортные продажи идут слабо. Советский авторынок невелик, так что новый трёхдверный хетчбэк на нём — прогрессивная и модная штучка.
Однако, «народным» автомобилем «ЗАЗ-1102» не стал. Виновата не только низкая надёжность. Наш автолюбитель в то время воспринимает необходимость возни в гараже как обычную часть шофёрского бытия и к поломкам относится философски. Дело в том, что для зрелого покупателя машина мала и как семейный автомобиль не годится. А для молодёжи, которой по сути и адресована «Таврия», цена в 5100 рублей — слишком большие деньги.
Появись эта запорожская малютка хотя бы на пять лет раньше, возможно, сегодня я говорил бы о «Таврии» как о легенде. Но распавшийся Советский Союз и нарушившиеся экономические связи притушили этот огонёк больших надежд. Появившиеся в России иномарки и вовсе превратили его в копоть. Запорожский автозавод в девяностые и нулевые пытается выйти из кризиса создавая альянсы с зарубежными партнёрами. При этом продажи «Таврии» стремительно падают. В сентябре 2008 с конвейера сходит последний экземпляр. В 2019 имущество Запорожского завода выставлено на торги, а с 2020 года на его производственных мощностях собирают автомобили Renault Arkana.
Это была программа «То время» и рассказ про машину «Таврия». Послушать, прочитать, поделится мнением об этом и остальных выпусках передачи можно на нашем сайте или в мобильном приложении «Дорожного радио».
Всего доброго! Вместе в пути!
Фото: depositphotos.com