История автомобиля «Ока»
Её разработка началась в семидесятые на Серпуховском мотоциклетном заводе. Нужна альтернатива устаревшей на тот момент мотоколяске для инвалидов С-3Д. К 1982 году собран концепт с рабочим названием СМЗ-1101 «Ока». Однако, мощностей для производства машины на Серпуховском заводе маловато. Тогда Минавтопром СССР спецприказом предписывает наладить выпуск автомобиля особо малого класса на Волжском автозаводе с учётом опыта инженеров из Серпухова. Совместный мозговой штурм приводит к отказу от концепции машины только для людей с ограниченными возможностями. Взят курс на универсальность, дешевизну и унификацию деталей с ВАЗовским производством. От разработки не осталось практически ничего кроме названия. Мотор тоже ВАЗовский. В 1988 первые 300 автомобилей ВАЗ 1111 «Ока» сходят с конвейера завода в Тольятти.
После перехода на рыночную экономику, выпуск микролитражек стал для АвтоВаза нерентабелен. В 1995-м производство перебазируется обратно на Серпуховский автозавод и в Елабугу на дочернее предприятие «КАМАЗа». «Ока» пользуется устойчивым спросом. За совсем небольшие деньги покупатель получает автомобиль, в котором можно перевезти четырёх человек и мешок картошки в придачу. Плюс маленький расход топлива, ремонтопригодность и простота парковки. Если «Ока» увязает в грязи, то приподнять и вытолкнуть её не трудно. Но о техническом совершенстве, надёжности и комфорте машины речь при этом не идёт. Да и насмешек над миниатюрностью «Оки» хватает. Её называют «Блоха», «Бешенная табуретка» и «брелок от КАМАЗа».
В нулевые годы спрос на «Оку» неуклонно снижается. Технически она устарела, да и цена перестала быть привлекательной. В 2008 году выпуск «Оки» прекращён, но подержанные экземпляры ещё можно встретить. К сожалению, Россия сейчас вообще не производит автомобили особо малого класса. При этом иностранные микролитражки, такие как Daewoo Matiz, Kia Picanto, Peugeot 107, Smart, Renault Twingo и ряд других довольно популярны. В 2013 году «АвтоВАЗ» заявлял о намерении к 2020 году возобновить производство микроавтомобиля класса «А» в радикально модернизированном виде. Но, с тех пор пока тихо.
Это была программа «То время» и рассказ об автомобиле «Ока». Читайте или слушайте выпуски на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!