ИЛ-96 - самый безопасный пассажирский самолёт в мире
Разработка второго поколения советских пассажирских авиалайнеров началась в 1978 году в конструкторском бюро Ильюшина. Прототипом стал первый и самый массовый широкофюзеляжный самолёт ИЛ-86. Дальность его полётов предполагалось увеличить втрое. Руководил проектом авиаконструктор Генрих Новожилов. В сентябре 1988 ильюшинцы собрали опытный экземпляр. Событие преподносилось как чрезвычайно важное. Демонстрации нового советского аэробуса Центральное телевидение СССР посвятило несколько репортажей. 28 сентября 1988 самолёт впервые поднялся в небо и 40 минут кружил над центром Москвы. Дальнейшие испытания включали полёты в Якутске при −50 °C и в Ташкенте при +40 °C, а также беспосадочные рейсы Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва длиной почти в 15 тысяч километров. В декабре 1992 года ИЛ-96 получил сертификат лётной годности.
В июле 1993 началась коммерческая эксплуатация самолёта на маршруте Москва — Нью-Йорк. Главное преимущество ИЛ-96 – исключительная надёжность. Лайнер может приземлиться даже при отключённых двигателях. В 95 году модификация ИЛ-96-300ПУ сделана для президента России Бориса Ельцина, с 2003 года такой аэробус есть и в авиапарке Владимира Путина. Однако, продажи ИЛ-96 идут вяло. Заключению контрактов в девяностые активно препятствуют иностранные конкуренты. Они говорят, что русский лайнер дорог в обслуживании и потребляет много топлива. Дефолт 1998 года отпугнул зарубежных инвесторов, а своих денег на развитие не хватило. В начале 2000-х правительство решило снять пошлину с ввозимых в Россию иностранных аэробусов. Решение критически сказалось на всей отрасли. Нашим авиакомпаниям стало выгоднее покупать самолёты за границей.
За тридцатилетнюю историю с Ил-96 не случалось ни одной аварии, которая повлекла бы гибель людей. На земле незначительные инциденты были, но с неба самолёт не падал ни разу. Он должен был стать абсолютным хитом и триумфом нашей пассажирской авиации. Но, увы. Сейчас эксплуатируется 11 самолётов, а всего произведено не более тридцати. В 2009 году ИЛ-96 сняли с производства, поскольку он отстал от конкурентов - авиалайнеров нового поколения Airbus и Boeing. СМИ не раз писали о проектах глубокой модернизации ИЛ-96 и в ноябре 2018-го было объявлено о сборке элементов планера первого лайнера Ил-96-400М на Воронежском авиационном заводе. Однако я был на авиасалоне МАКС-2019 и среди проходивших там презентаций аэробусов ИЛ-96 что-то не заметил.
Это была программа «То время» и рассказ про аэробус ИЛ-96. Все выпуски передачи можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!