«Икарус» - элита советского автобусного мира
Венгерский мастер Имре Ури в 1895 году основал мастерскую для починки карет. Через тридцать лет он занялся постройкой автобусных кузовов. В 33 году фирма Ури переходит к его сыновьям. Во время войны они выпускают самолёты и ремонтируют машины для нацистов. В 47 году компания передана венгерскому Центру тяжёлой промышленности, через два года объединена с акционерным обществом «Ikarus» и получила его имя. По-настоящему производство развернулось в начале шестидесятых, когда к «Икарусу» присоединили механический завод в городе Се́кешфехервар. В 1968 году заключён крупный контракт с Советским Союзом на поставки длинномерных машин для пассажирских перевозок. Отныне и на десятилетия венгерский «Ikarus» – главный туристический и городской автобус в СССР.
В нашу страну поставлялось множество модификаций «Икарусов». Больше всего запомнились две из них. Во-первых, красно-белый «Ikarus-250» вместимостью до 60 человек и креслами как в самолёте. Предназначался для междугородних перевозок и также возил туристов на экскурсии. Пассажиры уважали его за просторность и комфорт, недоступный в отечественных ЛИАЗах и ПАЗиках. Второй венгерский суперхит это «Ikarus-280». Та самая знаменитая жёлтая «гармошка», которая работала на внутренних маршрутах во всех крупных советских городах. Громадина длиной в 16 с половиной метров вмещала до 180 пассажиров. В пол автопоезда врезан поворотный круг. Место сочленения двух салонов снаружи затягивалось резиновой гофрой, похожей на меха гармони. Отсюда у «Ikarus-280» и появилось это «музыкальное» прозвище.
«Икарусы» продавались по всему миру, хотя самым крупным покупателем всегда был Советский Союз. С его распадом в начале девяностых закупки резко упали. Звезда венгерского автобусного гиганта начала закатываться. В 1999 году на предприятии проведена приватизация и оно вошло в холдинг «Irisbus», который создан компаниями Renault и Iveco. Новые модели автобусов выпускались под прежней маркой «Ikarus», но уже небольшими партиями. Последний большой автобус сошел с конвейера в феврале 2004 года. Отныне завод выпускает только компактные машины по спецзаказам. С улиц Москвы и Петербурга старые «Икарусы» давно исчезли, однако в российских городах поменьше они ещё встречаются.
Это была программа «То время» с рассказом о венгерских автобусах «Ikarus». Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!