ЭР200 – первый советский скоростной электропоезд
Техническое задание на разработку первого советского скоростного электропоезда было утверждено в 1967 году. В работах по проекту участвовали специалисты более 50 научно-исследовательских институтов, заводов и лабораторий. Через шесть лет, в 73-м Рижский вагоностроительный завод выпустил первый экспериментальный образец. Обкатка, доработка и испытания ЭР200 проходили на скоростном полигоне Белореченск-Майкоп, а затем на Октябрьской железной дороге. В ноябре 79 года состоялась первая поездка с пассажирами на скорости 160 километров в час, при том, что на полигоне поезд разгоняли до 210. В свой первый регулярный рейс ЭР200 отправился 1 марта 84 года с перрона Московского вокзала в Ленинграде по направлению к столице. К этому моменту скоростной поезд уже сильно отстал от западных аналогов, но для СССР он был в новинку.
В ЭР200 для пассажиров установлены мягкие вращающиеся сидения с откидывающимися спинками. Салон напоминает самолёт. В моторных вагонах расположены 64 кресла, туалеты, багажное и гардеробное отделения. В голове состава – 24 сидения и бар-буфет. Воздух в ЭР200 обрабатывается кондиционером. Время в пути составляло 4 часа 50 минут, но сокращалось по мере реконструкции участков дороги. С последующей модернизацией появились вагоны повышенной комфортности, или, как говорят сейчас, бизнес-класса. В них предусматривалось горячее питание и видеотрансляция картинки из кабины машиниста.
В августе 2006 года к Дню железнодорожника ЭР-200 разогнался максимально и проехал от Петербурга до Москвы за 3 часа 55 минут. В 2008 руководство РЖД заявило о перспективах открытия скоростной магистрали, на которой поезд ЭР200 станет не нужен. В феврале 2009 состоялся его последний рейс. В присутствии чиновников и журналистов на станции Любань в Ленинградской области прошла торжественная встреча ЭР200 со скоростным поездом нового поколения «Сапсан» производства немецкой компании Siemens. Последний заменил советский локомотив на московско-питерской линии. В наше время все оставшиеся 5 поездов ЭР200 находятся в музеях железнодорожного транспорта. Модернизировать их уже никто не будет, это слишком дорого. Всё-таки, поезд устарел ещё в восьмидесятые, поэтому современным нормативам соответствовать уже не может.
Это была программа «То время» с рассказом о советском скоростном поезде ЭР200. Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!