Челночный бизнес
Последние годы СССР отмечены тяжелейшей экономической ситуацией. Пустые прилавки магазинов, тотальный дефицит, талоны. Выдаваемые с задержкой зарплаты минимальны. Миллионы людей теряют и их, оставшись без работы. Куда податься вчерашнему инженеру, врачу, военному? В 1990 на польской границе загранпаспорт делали за 20 долларов. Чуть позже упрощают визовый режим Турция, Греция и Китай. Наши люди везут туда сигареты и водку, продают и привозят на продажу домой футболки, джинсы, шубы, кассетники и другой ширпортреб. Сотни тысяч мелких предпринимателей то и дело мотаются с товаром туда-сюда. Их прозвали «челноками». Это такая деталь в ткацком станке, которая перемещается от одного края полотна к другому.
Челночный бизнес – штука тяжёлая, в том числе буквально. Огромные сумки с товаром нужно таскать на себе и отстаивать гигантские очереди на таможне. На трассах автобусы с челноками нередко грабят вооружённые бандиты. За место на рынке, где происходит продажа привезённого товара, нужно платить немалые деньги, плюс свою дань забирают рэкетиры. Нелегко было переступать и через презрительное отношение к торгашам, которое сложилось у общества в советское время. С другой стороны, при удачном стечении обстоятельств челноки за пару поездок зарабатывают больше чем рядовой бюджетник в год.
Хлопотная работа челноком была способом выжить в лихие девяностые. Когда ситуация поменялась, многие из них вернулись к обычной деятельности и забыли прошлое как плохой сон. Кто-то, напротив, приобрёл опыт и полезные знакомства. Открыл новые горизонты, раскрутился и разбогател. Сегодня о «челноках» сняты сериалы, написаны статьи и поставлены несколько памятников. Казалось бы, это переводит их в раздел истории. Но профессия не умерла. Объёмы явления, конечно, уже не те, романтики тоже нет. Но наши сограждане, особенно в приграничных территориях, продолжают таскать через таможню большущие клетчатые баулы.
Это была программа «То время» и рассказ о челноках. Все выпуски передачи можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!