«Чайка» – автомобиль партийной элиты СССР
ГОН, то есть «Гараж Особого Назначения» для партийной элиты СССР создан в 1921 году. Со второй половины тридцатых, когда появился советский автопром, гараж заполняется отечественными лимузинами. Личности вождей накладывают свой отпечаток на стиль машин. При Сталине в ходу чёрные бронированные монстры ЗИС-115. Время Хрущёва символизирует открытость и особый шик. Именно такова «Чайка», которую начали выпускать в 1959 году на Горьковском автозаводе. Известно, что перед созданием этого авто дизайнер Лев Еремеев пристально изучал две машины американской фирмы Packard 1956 года выпуска. Это были модели Patrician и Carribean. Во внешнем облике «Чайки» влияние чувствуется, а вот внутри коллективу конструкторов удалось создать ряд уникальных для своего времени технических решений.
Впрочем, технологической начинкой могли интересоваться разве что личные шофёры больших начальников. Ездить на «Чайке» дозволялось лишь высшим слоям партийной номенклатуры, то есть в статусе не ниже секретаря обкома. А такие люди в мотор не лезут. Розничной цены на эту машину нет, потому что она попросту не продаётся. Однако, простые смертные всё же получили шанс прокатиться на «Чайке». В семидесятые Леонид Брежнев подписал указ, который разрешал использовать списанные из министерств лимузины в системе проката. С тех пор их можно арендовать на свадьбу. Прокат «Чайки» обходился в 50 рублей. Это в два раза выше чем аренда «Волги» тоже считавшейся представительской машиной.
Автомобиль «Чайка» в версии ГАЗ-13, а затем и ГАЗ-14 производили вплоть до 1989 года. Всего выпущено не более четырех с половиной тысяч экземпляров. Сейчас приобрести «Чайку» можно свободно. Правда, только старую и на вторичном рынке. Она стоит от одного до четырёх миллионов рублей. Покупают «Чайку» либо для съёмок в кино, либо для музея, либо для личной коллекции. На вопрос о мотивах покупки счастливые обладатели говорят примерно следующее: «Во-первых, это красиво». И тут с ними нельзя не согласиться. «Чайка» самая красивая отечественная машина. Будем надеяться, не последняя.
Это была программа «То время» с рассказом о советском лимузине «Чайка». Все выпуски передачи можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении «Дорожного радио».
Всего доброго! Вместе в пути!