«Белое солнце пустыни» – шедевр советского кинематографа
Каждый этап создания ленты мог закончится провалом. Сценарий с названием «Басмачи», написанный Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном, не устроил чиновников Госкино. Кончаловский переделывать не стал и ушёл в другой проект. Новые авторы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков идеей сценария сделали историю о том, как басмач бросил в пустыне свой гарем. Следующий шаг – найти режиссёра. Предложения отклонили трое, включая Андрея Тарковского. Согласился Владимир Мотыль, и только из-за денежных затруднений. Роль главного героя красноармейца Сухова первоначально исполнял Георгий Юматов за которым водился грешок алкоголизма. Через неделю после съёмок его обнаружили в состоянии тяжёлого опьянения и побоями на лице. Пришлось переснимать заново с Анатолием Кузнецовым, которого поначалу забраковали на пробах.
Съёмки начались в июле 1968 под Лугой в Ленинградской области, затем продолжились в окрестностях Махачкалы и в Туркменистане. Изнуряющая жара, плохая организация и скромные финансы. Не было съёмочного крана и группе пришлось заменять его подручными средствами. Во время съёмок конных трюков по неосторожности погиб каскадёр. Исполнитель роли таможенника Верещагина Павел Луспекаев тяжело болел. Из-за ампутации пальцев ног он с трудом ходил, поэтому в съёмках делались частые перерывы. Всё это только часть бед, выпавших на съёмочную группу. Но и когда фильм всё же сняли, злоключения продолжились. Материал не устроил руководство «Мосфильма». Мотыль внёс около 30 правок и поменял финал, но ленту не принимали. Помогло вмешательство Леонида Брежнева, который любил просматривать киноновинки. После одобрения дорогого Леонида Ильича, 30 марта 1970 фильм всё же вышел в прокат.
Вряд ли сейчас нужно объяснять значение фильма «Белое солнце пустыни» для нашего кинематографа. Это признанный шедевр, каждый его кадр пристально изучается будущими киношниками. Лента, наряду с комедиями Гайдая, чемпион по показам на телевидении. Герои фильма стали персонажами анекдотов, а крылатые фразы ушли в народ. Добавлю только, что просмотр «Белого солнца пустыни» превратился в обязательный ритуал для космонавтов, которые смотрят его перед полётами. А таможенник Верещагин стал символом таможенной службы России. Памятники ему установлены в нескольких городах.
Это была программа «То время» и рассказ о фильме «Белое солнце пустыни». Все выпуски передачи можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио. Всего доброго! Вместе в пути!