История БелАза
Белорусский автомобильный завод построен в городе Жодино под Минском в 1948 году. Поначалу здесь делали кусторезы, прицепные дорожные катки, снегоочистители и поливомоечные машины. Стремительное развитие горнодобывающей промышленности СССР подстегнуло производство машин для её нужд. Первый самостоятельно разработанный Белорусским автозаводом грузовик появился в 1961 году. Это был 27-тонный самосвал «БелАЗ-540», собранный под руководством главного конструктора Золя Львовича Сироткина. По своим технико-экономическим показателям БелАз-540 встал в один ряд с лучшими мировыми образцами машин в своём классе. И это было только начало.
29 мая 1975 года в Жодино началось производство крупнейшего в СССР грузовика «БелАз-7520» грузоподъёмностью 110 тонн. Это гигантская машина, рядом с которой обычный легковой автомобиль выглядит букашкой. Одно колесо БелАза имеет высоту в два человеческих роста. Из-за огромных размеров белазовские самосвалы доставлялись на место службы в разобранном виде, где машину собирали снова. Чтобы перевезти один БелАЗ-7520 требовалось три железнодорожные платформы. Как шутили в то время, до шести человек может находится на амбулаторном лечении в аптечке БелАза.
В девяностые годы Беларусь стала самостоятельным государством. На БелАзе в наши дни трудятся около 7 тысяч человек, что вполовину меньше чем в советские времена. На долю предприятия приходится треть объемов производства карьерных самосвалов в мире. При этом Россия остаётся крупнейшим покупателем этой белорусской техники. В сентябре 2013 года новый БелАЗ‑75710 грузоподъёмностью 450 тонн вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой грузовик планеты. Одна его покрышка весит пять с половиной тонн. Эта машина сейчас возит уголь в Кузбассе в гигантском карьере «Черниговец». Очевидцы утверждают, что на краш-тесте нового БелАза бетонное препятствие пыталось отползти... Шутка.
Это была программа «То время» с рассказом о грузовиках БелАз. Читайте или слушайте выпуски на нашем сайте или в мобильном приложении Дорожного радио.
Всего доброго! Вместе в пути!
Фото: depositphoto