БАМ – история самого дорогого инфраструктурного проекта в истории СССР
В апреле 1932 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Требовалось двадцать пять тысяч строителей, но официально удалось привлечь в десять раз меньше. Новое постановление передавало строительство в ведение Объединённому государственному политическому управлению. ОГПУ привлекло к работам заключённых Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря. Во время войны строительство приостановилось и было возобновлено в 47 году также силами осуждённых. К 58 году на полную мощность заработало несколько участков дороги, и первая стадия на этом завершилась. Второй этап начался 8 июля 74 года, когда ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали через Восточную Сибирь и Дальний Восток. Она стала всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
В семидесятые в СССР слово «БАМ» одно из самых употребляемых. Оно несётся из радио и телеприёмников, его крупными буквами пишут в газетах и в лозунгах на стенах домов. О БАМе поют десятки вокально-инструментальных ансамблей. Тысячи молодых людей со всех концов огромной страны по призыву и под шефством Ленинского комсомола едут в тайгу класть рельсы. Суровые морозы зимой, тучи мошкары летом и отсутствие налаженного быта. Выручал только энтузиазм молодости.
Сложность трассы от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре неимоверная. Магистраль, протяжённостью более четырёх тысяч километров, проходит через семь горных хребтов. Пробито множество тоннелей, пересечено 11 крупных рек. В обеспечении колоссальной стройки всем необходимым участвовали 60 отраслей советского народного хозяйства, сотни предприятий и научных организаций. Основная часть магистрали построена к октябрю 84 года, а в постоянную эксплуатацию БАМ сдали в 1989.
В начале девяностых экономисты оценили БАМ как самый дорогой инфраструктурный проект в истории СССР. Кстати, часть магистрали достраивали уже в стране с другим названием. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель, длиной в 15 километров, сдан в эксплуатацию в декабре 2003-го. В целом, БАМ – это второй, наряду с Транссибом, транспортный коридор к Тихому океану. Сейчас он работает на пределе пропускной способности и ведётся модернизация магистрали для увеличения грузопотока.
В год сорокалетия ударной стройки в 2014-м Президент Владимир Путин заявил о том, что на расширение возможностей БАМа и Транссиба будет выделено 150 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния. Тогда же состоялась закладка «серебряного звена» на перегоне Таксимо – Лодья Восточно-Сибирской железной дороги. Журналисты даже поспешили его назвать «БАМ-2». Правда, молодёжного энтузиазма здесь уже нет. Дорогу возводят обычные строители.
Это была программа «То время» с рассказом о Байкало-Амурской магистрали. Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст.
Всего доброго! Вместе в пути!