Железная дорога: от первых поездов до новых изобретений
НЕОБЫЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
Однорельсовые поезда. Предложение запустить такие составы появились в начале 20-го века – и в разных странах. Август Шерль в Берлине и Луи Бреннан в Лондоне независимо друг от друга продемонстрировали публике модели таких составов. Не упасть поездам помогал гироскоп, устройство, сохранявшее равновесие по принципу волчка. Его электронный аналог сейчас есть во всех мало-мальски современных телефонах. Впрочем, идея однорельсовой железки была не чужда и русским ученым. Спустя несколько лет Петр Шиловский в Петербурге представил такой локомотив. В начале 20-х в стране даже началось строительство железки на гироскопах, она должна была пройти от Петрограда до Гатчины. Предполагалось, что два вагона обтекаемой формы смогут перевозить 50 человек. За четыре месяца появились 12 километров монорельсового пути, однако – закончились средства на столь амбициозный проект. Однорельсовый поезд так и остался фантастикой.
ТРАНСПОРТ В МИРЕ
У железных дорог много плюсов: например, в поезде реже всего укачивает. Впрочем, морскую болезнь у пассажиров поезда смогли вызвать японские конструкторы – разумеется, не нарочно. В 1973 году в Японии появились вагоны, наклоняющиеся в сторону при повороте. Задумка была хороша: благодаря новшеству состав мог вписываться в повороты колеи, не снижая скорости. Увы, исполнение немного подкачало. Изобретение оказалось требовательно не только к конструкции, но и качеству железнодорожного полотна. С развитием автоматики идея наклона вагонов распространилась, и сейчас такие составы есть не только в Японии, но и в европейских странах, в том числе России. У нас в стране такой локомотив, к примеру, курсирует между Санкт-Петербургом и финским Хельсинки, он называется «Аллегро». Кузова его вагонов наклоняются до на величину до 8 градусов, однако пассажиры зачастую этого даже не замечают.
Дорожное радио – вместе в пути!