Узкоколейные дороги России
В РОССИИ
Узкоколейки – таких нестандартных железных дорог осталось совсем немного, в России их около десятка. Рельсы на них уложены гораздо ближе друг к другу, чем на обычных магистралях, поэтому локомотивы и вагоны там нужны особенные. Одна из живописных узкоколейных железных дорог с пассажирским сообщением есть в Архангельской области, это Кудемская узкоколейка, она соединяет Северодвинск и поселок Белое Озеро.
Когда-то дорога принадлежала леспромхозу и тянулась более чем на 100 км в глухие леса. Теперь лес не возят, а пассажирский поезд представляет собой небольшой локомотив, два крытых узких вагончика с печками-буржуйками и одну-две «обрешетки» – это открытые платформы с двумя длинными скамейками. В хорошую погоду все полтора часа пути лучше провести именно там – и смотреть по сторонам. Поезд едет не спеша, со скоростью не выше 30 км/ч. По сторонам – дачные поселки, сосновые леса, холмы и озера. Рельсы идут и дальше Белого озера, но уехать туда можно только на самодельной мотодрезине – «пионерке».
ИСТОРИЯ
В Свердловской области есть ещё одна узкоколейная железная дорога, называется она Алапаевская. Когда там была крупнейшая на планете система железных дорог с узкой колеей, рельсы укладывали на ширину в 75 см. Это вдвое уже привычной нам колеи трамваев и поездов. Точную протяженность местных узкоколеек не знает никто, в период наивысшего расцвета сеть железных дорог между местными поселками и предприятиями тянулась приблизительно на 600 км.
Сейчас Алапаевская узкоколейка готовится к юбилею, в августе ей стукнет 120 лет. Говорят, первые паровозы были такими неторопливыми, что пешеход добирался до Алапаевска за два часа, а поезд – втрое дольше. В советское время по Алапаевской узкоколейке в основном возили лес. Сейчас эта железная дорога связывает с цивилизацией отдаленные населенные пункты. Ходят здесь небольшие поезда от одного до трех вагонов длиной, пользуются ими и местные, и приезжие туристы. Недавно у одной из местных станций, Синячихи, появился дополнительный тупиковый путь. Там во время праздничных мероприятий хотят запустить ручную дрезину, учить гостей, как подавать сигналы поездам фонарём или флажком, а то и попробовать себя в роли укладчика шпал или путевого обходчика
Дорожное радио – вместе в пути!