Дороги Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной большинство автобусов ушло в Красную Армию. А их водители в большинстве своём отправились на фронт. Туда же шла большая часть дизтоплива. Даже в Москве летом 41-го года из-за этого закрылось большинство автобусных маршрутов; что уж говорить о других городах. Зато без перерывов работало столичное метро (ставшее убежищем во время авианалётов), и ходили трамваи. Большая их часть превратилась в грузовые платформы, госпитали на колёсах, а оставшиеся возили тружеников военного тыла к заводам. В Ленинграде история блокадного трамвая стала легендой. Из почти 900 дней блокады трамвайное движение останавливали лишь на три месяца – первой военной зимой, когда вагоны остались без электричества на городских улицах. А в наши дни даже коронавирус не помешал пустить по петербургским улицам трамваи с особым, праздничным оформлением, посвященным Дню Победы.
Праздничное оформление в эти майские дни получил городской транспорт Красноярска и Иркутска. Салоны их трамваев и автобусов украсили портреты горожан, воевавших и трудившихся в тылу в 40-е годы прошлого века. Подобным образом многие города нашей страны компенсируют отмененные из-за коронавируса шествия Бессмертного полка. Вообще, в годы Великой Отечественной ни трамваев, ни троллейбусов в том же Иркутске ещё не было. Первые появились в послевоенные годы, а вторые – только пару десятилетий спустя. И это несмотря на то, что город был крупным индустриальным центром. В годы той войны там выпускали самолёты, военную и прочую технику, одежду и многое другое. А местная чайная фабрика даже оказалась единственной в стране, продолжавшей работу. Если посмотреть на другие сибирские города – с общественным транспортом там наблюдалась схожая ситуация. Либо его ещё не было, либо он недавно появился: как в Омске, Красноярске, Новосибирске, Кемерове. С началом войны многие города, такие как Барнаул, закрыли городской транспорт вовсе. А в депо и трамвайных парках разместились заводы, эвакуированные с запада Советского Союза.
НЕОБЫЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
Чтобы справиться с нехваткой транспорта и топлива для него в военные годы, инженерам приходилось идти на самые всячески хитрости. Летом 43-го в Москве на улицы вышел грузовой троллейкар. Пассажирскому троллейбусу часть салона заменили платформой для грузовперевозок. Но главной его особенностью стали мощные аккумуляторы – и необычный грузовичок ездил даже там, где не было контактной сети. Ещё до войны в Советском Союзе разрабатывали машины на газогенераторном топливе – а теперь эти опыты стали особо актуальны. Бензина-то не хватало. Уже в августе 42-го по столице поехали автобусы, работавшие на торфе и дровах. А через полтора года таких насчитывалось почти 50.
Дорожное радио – вместе дома!