Технические хитрости железных дорог
Чтобы перейти с одного пути на другой поезда используют «стрелки» – они же стрелочные переводы. Раньше их переключали вручную – с помощью специального рычага, а то и просто с помощью старого доброго лома. Впрочем, этот принцип актуален и сейчас: там, где пути давно не обновляли, или не срабатывает новая электронная начинка современных стрелок. Основана она на несложном принципе – замыкании электрической цепи. К примеру, для трамвая метрах в двадцати от разъезда ставят т.н. сериесные воздушные контакты. Если транспорт идёт направо – водитель проводит свой вагон под контактами с выключенными двигателями, накатом. Электроцепь остается разомкнутой, и стрелка не двигается. Стоит включить двигатель — цепь замыкается, стрелка приходит в движение, и вагон сворачивает налево. Схожий принцип используют и троллейбусы. Только у них стрелка находится на проводах над дорогой. А чтобы организовать разветвление сложнее, чем для двух направлений, стрелок ставят несколько.
В стрелочном деле есть несколько терминов. Например, если поезд или трамвай идут с главного пути на одну из второстепенных веток, говорят, что они едут «против шерсти». Движение в обратном направлении называют «пошерстным». Если состав сойдет с рельсов – путейцы-железнодорожники скажут, что он «взрезал стрелку». Подвижные участки стрелочного перевода – это «остряки», не путайте их с любителями шуток. Тонкая часть остряка -- острие, а другой его конец — корень. В депо, или на станциях, где уживается множество путей и съездов на них, главный путь называется «улицей». С неё составы съезжают на параллельные пути – но их почему-то не называют «улочками», или «переулками».
А как развернуться поезду или трамваю, если у него только один локомотив – или одна кабина машиниста? Для этого рельсы укладывают треугольником. Состав проезжает конструкцию, сдает задним ходом, заезжая по одной из сторон треугольника в тупик. Затем он выезжает обратно – но уже по другой стороне. Таким образом, транспорт следует в обратную сторону – кабиной вперёд. Если треугольник был достаточно большим, локомотив отцеплял вагоны, оставляя их между развилкой, разворачивался – и цеплял состав обратно. Такой способ широко использовали в прошлом и позапрошлом столетиях. Построить «разворотный треугольник» проще, чем рельсовое кольцо. И развернуть на нём можно целый поезд. Но и места этот способ занимает немало.
На сегодня урок железнодорожной теории подошёл к концу. С вами был Александр Карпин, прощаюсь с вами – и желаю только приятных и безопасных поездок любым транспортом. Как только снимут все коронавирусные ограничения, конечно.
Дорожное радио – вместе дома!