Шарганская восьмерка
Почти сто лет назад новая железная дорога появилась на границе современных Сербии и Боснии. Строить её начали ещё во время Первой Мировой в Австро-Венгрии. А первые поезда запустили уже в новом государстве – Югославии. Дорога соединила города Ужице и Вышеград, и была частью более крупной дороги, от Белграда до боснийского Сараева. Через полвека дорогу забросили, пока в начале нового тысячелетия один из самых живописных её участков не решили восстановить. Так появилась одна из самых известных теперь достопримечательностей Сербии – «Шарганская восьмерка» (Šarganska osmica).
ТРАНСПОРТ В МИРЕ
«Восьмеркой» железную дорогу назвали за её маршрут. 15 километров путей поднимаются на Мокру Гору, извиваясь двумя кольцами – сверху дорога выглядит именно так. Ещё сто лет назад прокладывать рельсы столь прихотливым образом пришлось, чтобы поезда могли одолеть трехсотметровый подъем. И даже этого оказалось мало – в монолитной скале прорубили свыше 20 тоннелей, причем самый длинный тянется на полтора с лишним километра! Строительство заняло пять лет силами пяти тысяч человек. И наверняка, работы шли бы ещё дольше, если бы не русские инженеры и рабочие. Они и здесь помогли сербским братьям на Балканах: пригодился опыт героического строительства Транссибирской магистрали, законченной аккурат к тому времени.
СЕГОДНЯ
Сейчас «Шарганска осмица», как называют её местные, туристическое место. В теплое время года локомотив со старинными вагончиками дважды в день ходит от подножия Мокры горы к станции на вершине -- Шарган-Витаси. Рельсы там узкоколейные, в пару раз уже обычных. Иногда состав ведет за собой настоящий старинный паровоз, но чаще – уменьшенный тепловоз, как повезёт. На что точно можно рассчитывать – потрясающие виды в перерывах между тоннелями. Говорят, лучше ими любоваться не сидя в деревянном вагончике, а стоя на открытой площадке у сцепки. Дорога туда-обратно занимает пару часов – учитывая промежуточные остановки.
По-настоящему знаменитой «Шарганская восьмерка» стала благодаря Эмиру Кустурице –кинорежиссеру. Здесь он снимал свой фильм «Жизнь как чудо». По сути, вся эта железная дорога – реквизит киноленты: для съемок возвели не только отдельную станцию, Голубичи, но и целую деревню – Дрвенград. Деревянные дома, гостиница, музеи, церковь, библиотека, кинотеатр – пока деревня не стала сверх-популярной, там жил и сам Кустурица. Улицы и площади названы в честь уважаемых режиссером людей – Феллини, Че Гевары, Марадоны, Брюса Ли и Андрея Тарковского. А о железной дороге напоминает запах креозота – многие улочки выложили бывшими железнодорожными шпалами. Сама деревенька – точь-в-точь те, что сотнями встречаются у нас в России. Но благодаря именитому режиссеру глухое место на западе Сербии стало туристическим аттракционом, куда возят местных школьников и туристов-иностранцев. Кого-то из побывавших там раздражали толпы людей, кого-то пугали длинные темные тоннели железной дороги. Но окружающая «Шарганскую восьмерку» природа никого не оставила равнодушным. На этом наше радиопутешествие подошло к концу.
До новых встреч на Дорожном радио!