Московское метро накануне отпраздновало юбилей
Московское метро накануне отпраздновало юбилей. 85 лет назад первый поезд отправился от подземной платформы "Cокольники". Сперва в столице было всего 13 станций на одной линии - а теперь одних веток полтора десятка, а станций – более 230! Вообще, планы построить метро в Москве появились ещё при императоре Александре II, после запуска в городе конного трамвая. Предлагалось проложить линию под землей от Курского вокзала до Марьиной рощи (через Лубянскую и Трубную площади). Четверть века спустя появился гораздо более продуманный проект (Петра Балинского и Евгения Кнорре). Опытные инженеры Балинский и Кнорре предложили протянуть из центра к Окружной железной дороге несколько линий по земле и над ней. А у Кремля возвести огромный вокзал. Даже рисунки к проекту прилагались – работы известного военного писателя и художника Николая Каразина. Судя по всему, отпугнула власти Москвы именно смелость задумки, да её огромная стоимость (свыше 150 млн рублей). Только первый трамвай на электричество перевели, а тут сотня километров скоростных линий, да ещё над рекой, и по заново выстроенным проспектам! К тому же в цивилизованном мире бушевал финансовый кризис.
Другой план будущего метро (авторства Антоновича, Голиневича и Дмитриева) появился с меньшей помпой, чем первый. Но зато впервые предложил кольцевую линию. Она должна была идти по границе Москвы того времени (вдоль Камер-Коллежского вала), и соединить находящиеся на ней железнодорожные вокзалы. Сложно представить, но когда-то они находились не в центре мегаполиса. От нового кольца в район Кремля вели бы 4 линии поездов, причем не только пассажирских, но и грузовых. Составы шли бы в тоннелях, по земле и эстакадам. А на станции пассажирам предлагалось спускаться по винтовым лестницам – эскалаторов ещё не изобрели. План тот власти также отклонили. И о метро в Москве зашла только лет десять спустя. В 10-х гг ХХ века в России вновь начался экономический рост. Отбоя в идеях не было, даже самых смелых и необычных, как на серии открыток «Москва в будущем». Инженер Руин предлагал перевести на электричество уже построенную Окружную железную дорогу. Евгений Кнорре вернулся с новым проектом –проложить под землей аж три кольца подземки, и каждый соединить с одной из линий междугородных поездов. Схожая идея витала в умах городской думы – от замысла Кнорре план мэрии отличался только способом строительства тоннелей. Ещё одна концепция (Утина, Вышнеградского, Геннерта, Хофа и Гучкова) выглядела настоящей фантастикой – проложить двухэтажный тоннель метро: с поездами, идущими друг над другом. Даже сейчас такое можно увидеть только в одной подземке – испанской Барселоны. Увы, крест на этих планах поставила Первая Мировая, а затем и революции. О строительстве московской подземки заговорили в 20-х гг, уже в Стране победивших Советов, СССР. Но об этом я подробнее расскажу в следующих выпусках.
Фото: pixabay.com