Локомотив на каустической соде
В свое время писатель Николай Носов в книгах про Незнайку и его друзей описал необычный автомобиль. Машина Винтика и Шпунтика работала на газировке с сиропом. С её управлением отлично справлялся Торопыжка, опытный водитель – а вот Незнайка, сев за баранку, в первый же день утопил чудо техники в реке. Забавно, но история помнит похожий принцип работы, причем целого паровоза. И ни в каких реках он не тонул.
НЕОБЫЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
XIX век был временем паровозов. И среди них был экземпляр, не оставлявший после себя ни дыма, ни сажи – зато оставивший след в истории. Это был локомотив на каустической соде, она же гидроксид натрия. Вместо того, чтобы жечь уголь или мазут, в дело шла сила химических реакций. К гидроксиду натрия добавляли воду. Выделялось столько тепла, что его хватало на кипячение воды в котле. Получившийся пар толкал поршни – а те крутили колёса. Отработанный пар не вылетал в трубу, а возвращался обратно в контейнер с каустической содой. «Без шума и пыли», как говорил герой Анатолия Папанова в фильме «Бриллиантовая рука»! Правда, такой локомотив был удобен только на коротких расстояниях. Через несколько часов езды машина нуждалась в перезарядке. Растворившуюся в воде соду «оживляли», вернув в твердое состояние с помощью пара из стационарного котла на станции. И состав был вновь готов к работе.
ИСТОРИЯ
Двигатель на каустической соде появился 140 лет назад. Изобрёл его немец Мориц Хонигманн. Его творение стало основой «паровозов без топок», как их прозвали. Такие успели поколесить в качестве общественного транспорта по городам Берлину и Аахену. А по реке Шпрее даже ходил пароход на гидроксиде натрия. Примерно в то же время, за океаном, на каустическую соду перевели железную дорогу в американской Филадельфии. И это был первый и, судя по всему, последний двигатель такого рода в Штатах. Выяснилось, что двигатель Хонигманна на каустической соде был не слишком эффективен. Его производительность оказалась почти вдвое ниже, чем у моторов, работавших на старом добром угле. Плюс тот был дешевле каустической соды. Не говоря уж о том, что последняя гораздо проще взрывалась, да и вызывала ожоги при попадании на кожу.
Сейчас гидроксид натрия – одно из самых популярных веществ в бытовой химии. Удаление засоров в трубах, изготовление самых разных сладостей, и даже косметология – всё это не обходится без каустической соды. А вот в качестве топлива для поездов она оказалась неэффективна. Зато с её помощью и сейчас делают биодизельное топливо. А одно из производных натрия, его хлорат, отлично справляется с удалением нежелательной растительности на рельсовых путях. На сегодня всё.
Я, Александр Карпин, прощаюсь с вами – и желаю только приятных и безопасных поездок любым транспортом. Как только снимут все коронавирусные ограничения, конечно.
Дорожное радио – вместе дома!