Конно-железная дорога
ДВИЖЕНИЕ В МОСКВЕ
Конно-железная дорога торжественно открылась в городе в сентябре 1874-го. Первая линия называлась Петровской, а через десяток лет появилась вторая, Долгоруковская (от Страстного монастыря до Бутырской заставы). Она принадлежала ещё одной частной компании, «Второму обществу». Оно-то и запустило в Москве новые вагоны – одноэтажные, и приспособленные для зимы. Летом пассажиров возили открытые вагоны – эдакие крытые веранды на колёсах. Их собирали в Бельгии, и других моделей в Европе вообще не было. В Москве пришлось изобрести новый вид кузова – для холодов. У такой конки появилось отдельное место для вагоновожатого, и застекленный пассажирский салон с единственной дверью. Так и теплее, и оплату за проезд собирать удобнее. А вагоны начали не только привозить из-за границы, но и собирать в России, в Одессе. Об этом в своей книге рассказывает историк Сергей Тархов.
Прошло меньше 20 лет, а рельсы уже протянулись по Москве на сотню километров. И за эти годы новый транспорт оброс правилами безопасности и всякими новшествами. Сначала пассажирам запретили кататься на подножке – она шла вдоль всего вагона, и порой кто-нибудь с неё падал. Особенно учитывая, что на поворотах конка могла сойти с рельсов. Даже определенных остановок как таковых не было: увидел трамвай – беги-запрыгивай, пытаясь понять, есть ли для тебя местечко. В итоге у конок появились остановки. А чтобы показать, что мест в салоне больше нет, кондукторы начали вывешивать красный флаг. На загородных маршрутах начали работать разъездные контролёры – принцип их работы и сейчас сохранился в электричках. Даже слово «обилетить» возникло в то время, в конце XIX века.
Тогда же ввели строгую билетную систему. В Москве конками занимались уже две частных компании -- «общества». Они конкурировали за пассажиров, и тем самым развивались. Но маршруты и цены у каждого были свои, а вот удобных пересадок между линиями не было. Да и за поездки пассажирам приходилось платить дважды. В итоге городская Дума решила две рельсовых системы объединить. Появились новые пути и соединительные стрелки. Маршруты конок проложили так, чтобы они не пересекались. А снаружи вагона начали вывешивать снаружи таблички с указанием остановок и станций. Эта система работает до сих пор. К радости пассажиров, в Москве появилась и единые тарифы на конку: 5 копеек за поездку. Столько же стоил пересадочный билет, по которому можно было прокатиться в вагоне другого перевозчика. Горожане оценили удобство, и стали гораздо чаще пользоваться конками.
Желаю вам только приятных и безопасных поездок. С вами был Александр Карпин.
Дорожное радио – вместе в пути!