Карта столичной подземки
ДВИЖЕНИЕ В МОСКВЕ
Организовать слаженно работающий транспорт – дело непростое. Но сделать его удобным для пользования – задачка не легче. Как сориентироваться, к примеру, в таком огромном метро как московское? 12 линий метро, почти 230 станций, плюс монорельс, наземное кольцо МЦК, а теперь ещё и пара диаметральных направления электричек – проезд в них по обычному проездному… В общем, без хорошей карты не обойтись. Нужно не только уместить на ней все станции и линии, но и сделать так, чтобы сторонний человек мог быстро найти точку назначения и проложить к ней маршрут. Один из способов – изобразить Кольцевую линию гораздо больше, чем она есть на самом деле. Тогда центр, где больше всего пересадок, можно изобразить подробнее. Кольцевая линия московской подземки в реальности так же далека от окружности, как новенькая станция розовой ветки «Нижегородская» от Нахабина. В реальности т.н. «кольцо» – это вытянутый к северу овал. Зато круг гораздо лучше смотрится на плане, да и понять, куда и как ехать гораздо проще. Это же касается и других веток подземки. На схеме их изображают прямыми отрезками: хотя та же красная ветка на востоке столицы изгибается гораздо сильнее, чем отражено на схеме.
Подобный приём – вещь не новая. Его использовали ещё в первом метро планеты, в Лондоне. В центре карты линии нарисовали так, что они стали напоминать уложенную набок бутылку. Столь странную картинку забыть непросто. Схемами Парижа или Токио пользоваться сложнее – отчасти потому, что таких запоминающихся образов на них нет. Кстати, в Москве лет 20 назад выпускали карты, где линии метро напоминали реальные. Успеха они не имели — до того были запутанные.
В этом году исполниться четыре года с момента запуска в Москве МЦК – по сути, это вторая кольцевая линия. Только идёт она полностью по земле, и ходят по ней скоростные электрички «Ласточка». Проложили эту кольцевую по путям императорской железной дороги. Раньше по ней возили грузы, а теперь пассажиров. В мире не так много метрополитенов, где есть две кольцевых линии. Одна из таких подземок – в испанском Мадриде. Не так давно местное метро отпраздновало столетний юбилей. После лондонского – это самое длинное метро Европы.
Сам метрополитен выполнен традиционно. В нем сочетаются линии привычной нам подземки, а также ветки т.н. «легкого метро». По сути, это просто современные длинные трамваи, которые порой спускаются под землю. Но вообще испанские метростроевцы подарили миру одну интересную находку. В Барселоне впервые появились станции с тремя платформами: две по бокам, одна посередине, между путями. Поезда, останавливаясь, открывают двери с обеих сторон – пассажиры гораздо быстрее входят и выходят: никакой тебе давки или толп пассажиров у дверей. Такие же станции встречаются и за океаном, в американских Нью-Йорке и Бостоне.
Слушайте свежие выпуски передачи в разделе программ на сайте.
Дорожное радио – вместе в пути!