Как в общественном транспорте появлялись билеты?
Общественный транспорт – это хорошо. А за всё хорошее, увы, приходится платить, и год от года по-разному. К примеру, в Москве плата за проезд в метро менялась постоянно. После открытия подземки в 1935-м году пассажир за 50 копеек получал картонный билетик на одну поездку. Позже появились отрывные бумажные талоны, такие же как в наземном транспорте. Сначала они были зеленые, потом – красные. Первые билетные автоматы появились через 7 лет. На входе стояли контролеры, а турникеты установили уже в послевоенные годы, в 1952-м, на станции «Красные ворота». В разное время для оплаты использовались жетоны, металлические и пластиковые, а также 5 и 15-копеечные монеты. Эпоха жетончиков в Москве закончилась 1 февраля 1999-го года, хотя они до сих пор в ходу по всему миру. Забавно, что в то же время деноминировали рубль. Получилось, что 31 декабря 1997-го года поездка стоила 2000 рублей, а в первый день Нового года – уже 2 рубля.
История тарифов и билетов связана с теми, кто эти билеты проверяет – с контролёрами. В Москве они появились вместе с первым же общественным транспортом в открытых дилижансах-линейках. Кондуктор собирал деньги за проезд вместо кучера. В общем, профессия контролёра окрепла, перебралась в конки, а потом и в электрические трамваи, автобусы и троллейбусы. Сперва оплата зависела от дальности поездки. Пассажир входя сообщал, куда едет, кондуктор выдавал ему соответствующий билет и надрывал билетик. Единый тариф появился только во время войны, в июле 1943 года, и сперва только в трамвае. Любая поездка стоила 15 копеек.
Тогда же на смену кондукторам в Советском Союзе стали приходить кассовые автоматы. Впрочем, минусов у них было предостаточно. Вместо полной суммы пассажиры бросали в автоматы пару копеек, порой кассы воровали, да и сдачи с крупной купюры было некому дать. Пришлось вернуться к услугам контролёров, либо билеты продавали водители. Теперь всё больше городов переходят на электронные карточки – прикладываешь такой на входе, а контролёры появляются только на некоторых остановках – и там уже и собирают зайцев.
Дорожное радио – вместе в пути!