История спальных вагонов. Плацкарт в Японии. Спальные автобусы
ИСТОРИЯ
152 года – столько исполнится в этом году первому спальному вагону. Его изобретатель – Джордж Пульман – старался сделать путешествие по железной дороге максимально комфортным. В его вагонах впервые появились мягкие диваны, большие окна и система кондиционирования воздуха.
Пульман первым установил водное, а затем и паровое отопление и электрические лампы. Он же придумал разместить в отдельном вагоне ресторан – это сразу увеличило продолжительность поездок.
В пульмановских поездах пассажиры с удобством могли переходить из вагона в вагон – этому помогло другое новшество: уже привычные нам тамбуры-гармошки. Любопытно, что те поезда оказались выше и шире обычных: из-за этого в США пришлось переделать несколько мостов – и все платформы на вокзалах.
В МИРЕ
Плацкартные и купейные вагоны нам хорошо знакомы. Расскажу о спальных вагонах в Японии – там они похожи на гибрид наших купе и плацкарта. С одной стороны вагона тянется коридор, как в купе. Справа – широкие кровати, но без перегородок, что скорее, напоминает плацкарт. Правда, стенок между соседними кроватями тоже нет, так, невысокие перегородочки у стенки. Такие поезда называются «Санрайз», рассвет, видимо потому, что с восходом солнца добираются из Токио до пункта назначения.
Кровати здесь широкие и длинные, по отзывам путешественников, разместится и двухметровый гигант. При необходимости можно принять душ, правда, за отдельную плату. Эти вагоны называются дзасэки и очень популярны – за них не нужно платить дополнительных сборов.
НЕОБЫЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
В восточной Азии широко распространены спальные автобусы. Вместо сидений здесь настоящие койки, как в плацкартном вагоне, это делает удобнее далекие путешествия по Китаю, Вьетнаму, Лаосу и многим другим странам. Конечно, модели автобусов очень различаются: где-то стоят полноценные двуспальные кроватки, где-то – одноместные кресла, в самых роскошных пассажира ждет индивидуальный телевизор и кондиционер. Койкоместа в спальных автобусах тянутся по направлению движения, в два или три ряда – и в два яруса, поэтому они гораздо уже чем те же койки в плацкарте. Лучшие места – поближе к водителю, на верхней полке и в среднем ряду, всем выдают одеяло. Главное ограничение – рост, длинноногому пассажиру такое путешествие покажется пыткой. Из минусов – недостаток места, большое количество пассажиров и время в пути: спальный автобус едет медленно.
Дорожное радио – вместе в пути!