История поездов от Петербурга до Варшавы
ИСТОРИЯ
В середине XIX века появилась Петербурго-Варшавская железная дорога. Она стала четвёртой по счету в Российской Империи – сразу после Николаевской, соединившей Москву и Петербург. То направление впервые организовали по двухпутному принципу: поезда могли одновременно ходить в обе стороны. Эту особенность унаследовала иновая железка в Царство Польское из имперской столицы. Варшавская железная дорога тянулась на тысячу с лишним километров через Псков, Вильнюс и Гродно. Сейчас кусочки этой дороги принадлежат России, Латвии, Литве, Белоруссии и Польше. Строили её на частные деньги – а полвека спустя дорогу выкупила Государственная казна. Разумеется, были построены и новые вокзалы. В Варшаве такой назвали Петербургским, а в Петербурге -- Варшавским. Аналогичным образом, кстати, назвали и вокзалы между Петербургом и Москвой.
Петербургский вокзал в Варшаве соединял пути из Петербурга с австрийской Веной, благодаря мосту через реку Вислу. Увы, во время Первой Мировой войны железнодорожную станцию взорвали – это сделали при отступлении российские же войска. При реконструкции название изменилось с Петроградского на «Виленьский», в честь литовского Вильнюса. После Второй Мировой вокзал стал менее значимым, оброс складскими постройками, а в начале этого века вообще превратился в часть торгового центра. Теперь вокзал именуется Варшава-Виленьска. А вместо исчезнувшего старинного здания-особняка красуется строение в стиле модерн, напоминающее большой ангар. Поездов отсюда отходит совсем немного – большинство из них переехало на Центральный вокзал Варшавы. Он был выстроен уже в советское время, в 70-х гг, и большая его часть располагается под землей.
РОССИЯ
Примечательно, что Варшавский вокзал в Петербурге разделил судьбу своего Варшавского собрата – и тоже стал торговым центром. Изначально вокзал был небольшим домом на берегу Обводного канала. Но уже через 10 лет после открытия его превратили в роскошное двухэтажное здание, с башней и витражами. Там был единственный в России особый павильон для спальных вагонов – ими пользовались наиболее богатые и знатные пассажиры. После Второй Мировой вокзал отремонтировали, причем один из витражей в центральном проеме решили не возвращать – а установили там памятник Ленину. Поговаривают, что именно этот бронзовый Ильич спас Варшавский вокзал от сноса – когда ленинградская мэрия решила, что здание мешает соединению двух проспектов (Измайловского и Новоизмайловского). Сейчас памятника Ленину там нет, а на место вернулся витраж – вот только изображает он уже молодую женщину с покупками – вполне в духе торгового комплекса.
На сегодня всё. С вами был Александр Карпин – желаю вам здоровья и только приятных и безопасных поездок любым транспортом.