История двухэтажных поездов
РОССИЯ
Вагоны в два яруса давно перестали быть диковинкой. В России первый двухэтажный поезд запустили лет 7 назад, от Москвы до Адлера. Теперь они встречаются на маршрутах из столицы до Петербурга, Казани, Воронежа, Самары и так далее. Правда, в это коронавирусное время потребности в столь вместительных составах нет – но, уверен, это временная ситуация. Двухэтажные вагоны выпускают в самых разных видах. Так же, как обычные вагоны, они бывают купейными, сидячими, ресторанами. В Париже, Чикаго, а с недавних пор и Москве ездят двухэтажные электрички. В столице они обслуживают аэропорты.
ИСТОРИЯ
Впрочем, первый двухъярусный вагон в России появился ещё в начале ХХ века. Их делали на Тверском и Сормовском заводах.
В Советском Союзе поезда в два этажа запустили при Хрущёве, необычные поезда собирали в ГДР. Пару десятилетий спустя сборку наладили и в Ленинграде. Их особенностью был прозрачный купол на крыше, чтобы туристам было комфортнее путешествовать.
В железнодорожном музее Ташкента стоял сохранившийся вагон-прототип, где под стеклянным куполом находился вагон-ресторан.
ТРАНСПОРТ В МИРЕ
Двухэтажные поезда колесят по всей планете: Китаю, Дании, Индии, Франции… В США один из самых известных представителей этого вида называется Starliner. Там второй этаж также используют как салон-ресторан. В нём установлены вращающиеся кресла, чтобы пассажирам было удобнее любоваться видами, повернувшись лицом к окну. В Канаде встречаются вагоны Ultra Dome, с полностью прозрачной крыше.
Их высота превышает 6 метров! Таких гигантов изготавливали не так много: сколько бы ни было этажей, изволь проходить в уже имеющиеся тоннели, и въезжать на станции. Поэтому чаще встречается компоновка, когда первый этаж поезда находится ниже обычного. Головы пассажиров первого яруса едва достают до края платформы. Именно такая схема используется в австралийском Сиднее. Причём, там работают единственные в мире двухэтажные вагоны метро. Войдя в серо-желтый вагон, вы увидите лесенки вверх и вниз. Кстати, больше в Австралии метро не встретить. Оно появилось всего год назад, и пока насчитывает только одну ветку и 13 станций. Проехать её можно всего за полчаса. Зато можно усесться в первом вагоне и смотреть в лобовое стекло. В метро Сиднея поезда управляются автоматикой. В них нет кабин машинистов. На сегодня всё.
Дорожное радио – вместе дома!