Фолкеркское колесо. Португальские трамваи
Транспорт в мире
Шотландия – это не только волынки, килты, Эдинбургский замок и Лох-Несское чудовище. Там находится единственный в мире вращающийся лифт для кораблей – Фолкеркское колесо. Оно находится в самом центре страны, между двумя каналами. Уровень воды в одном находится на 25 метров выше, чем в другом. Сначала строители возвели одиннадцать шлюзовых камер. Чтобы преодолеть их все уходило по три с половиной часа. Однако затем инженеры пошли на выдумку и построили удивительный подъемник для судов. Он напоминает карусель с двумя ковшами. Корабль заплывает в один из них, а затем плавно, по кругу, опускается или поднимается. Затем колесо останавливается, судно выплывает из ковша – и продолжает свой путь. Весь процесс занимает около пяти минут. Экономия денег огромная. Правда, прогулочные речные трамвайчики зачастую не сразу идут дальше, а ненадолго швартуются неподалёку. Очень уж завораживает туристов работа Фолкерского колеса.
Изящество инженерного сооружения оценили в своё время т Королевская академия художеств и британская королева Елизавета II. Но настоящее чудо – принцип работы подъёмника. Он почти не потребляет электроэнергии. Дело в том, что колесо использует вес воды и кораблей в ковшах-кессонах в качестве противовесов, и в итоге они сами совершают большую часть тяжелой подъёмной работы.
Необычный транспорт
Без противовесов не обходится и ещё один транспорт – но уже сухопутный, и в Португалии. По Лиссабону там курсирует особый трамвай – он специально предназначен для крутых и узких улочек португальской столицы. У четырехколесных вагонов спереди и сзади есть особые противовесы. Благодаря им путешествие вверх и вниз становится гораздо более комфортным – и что важно, безопасным. Единственный недостаток – это невысокая скорость. Для тех, кто спешит, есть метро, а путешествовать по историческому центру Лиссабона лучше не торопясь. Сейчас в городе 5 трамвайных маршрутов. Наиболее известный и богатый на достопримечательности – №28, между старинными районами Алфама и Эстрела. Сами вагоны тоже старинные, их конструкцию не меняли более века, хотя, конечно, периодически отправляют транспорт на плановый осмотр. Конные трамваи появились в Лиссабоне почти полтора столетия назад. А уже потом, как и по всему миру, на смену им пришли электрические вагоны, которые и возят своих пассажиров до сих пор.
Дорожное радио – вместе в пути!