День железнодорожника
История
День железнодорожника появился в России в конце XIX века, при императоре Николае II. Впрочем, праздник этот был призван увековечить память другого русского правителя, Николая I. Именно его считают отцом железных дорог. При нём была построена первая прогулочная железная дорога до Царского села под Петербургом, а позже – и первая общедоступная рельсовая магистраль между Петербургом и Москвой. Поэтому и День железнодорожника был назначен на день рождения императора – 6 июля по новому стилю. Вокзалы и станции по всей стране в этот день брали выходной, а главные празднования разворачивались в здании Павловского вокзала Царскосельской железной дороги: там устраивали званый ужин с танцами. Увы, здание вокзала было разрушено во время Второй Мировой. В самой же столице Российской империи в День железнодорожника гуляли на набережной Фонтанки, где было Министерство путей сообщения. Кстати, Россия начала чествовать работников железной дороги первой в Европе.
Этот профессиональный праздник сохранился до самой Октябрьской революции 1917 года. Большевики все праздники, разумеется, поотменяли – в том числе и День железнодорожника. Возродили его лишь два десятилетия спустя – в 36-м году, – но перенесли праздник на 30 июля. По советской легенде, именно в эту дату Сталин принял делегацию железнодорожников, предложивших собственную профессиональную дату. Естественно, никакого выходного на вокзалах в этот день уже не устраивали. Пять лет спустя Всесоюзный день железнодорожника перенесли на первый выходной день августа. В таком виде он и дошёл до наших дней.
Сегодня профессиональный праздник отмечают работники железных дорог не только России, но и Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Молдовы и Болгарии. В Латвии гулять по этому поводу будут завтра, но там привязали празднования к 5 августа: ровно сто лет назад появилась Латвийская железная дорога.
Самые-самые
Вспомним самую первую железную дорогу в России. Она соединила Царскосельский вокзал Петербурга – сейчас Витебский, с Царским Селом и Павловском. Открытие состоялось в ноябре 1837-го. Сначала поезда были небольшими, плюс около года вагончики таскали лошади.
Своего производства вагонов в России еще не было, их заказывали за границей. Они напоминали повозки разных видов и назывались соответственно — «шарабаны», «берлины», «дилижансы». Когда появились паровозы, поездка в один конец занимала около 40 минут. У дороги была лишь одна пара рельсов. Чтобы два поезда могли разъехаться, они отправлялись с конечных станций одновременно, и встречались ровно на середине пути — у станции «Московское шоссе». Там был единственный разъезд.
Дорожное радио – вместе в пути!