День рождения первого в мире трамвая и московского метрополитена
ИСТОРИЯ
16 мая первому трамваю исполнилось 136 лет. Впервые трамвая появился в Берлине, благодаря промышленнику Карлу Сименсу. Впрочем, можно утверждать, что Трамвай – русское изобретение. Отцом этого транспорта стал петербургский ученый Фёдор Апполонович Пироцкий. Ещё в 70-х годах 19-го века он испытал передачу электроэнергии по надземным рельсам на участке железной дороги в нынешней Ленобласти. По легенде, Пироцкий придумал трамвай во время прогулки с другим известным ученым, Павлом Яблочковым —изобретателем дуговой электролампочки. 4 года спустя Федор Пироцкий сумел «двинуть» (как тогда выражались газеты) вагон конки на электрической тяге. Питание обеспечивала расположенная рядом маленькая электростанция. Испытания продолжались весь сентябрь, электроконка даже возила пассажиров, а владельцы конных вагончиков протестовали. Увы, опыты пришлось прекратить из-за вечной проблемы – нехватки денег. И первый регулярный трамвай на электричестве запустил в Берлине Карл Сименс. Он, кстати, встречался с русским коллегой и расспрашивал о его работах.
В МОСКВЕ
15 мая московский метрополитен отметил 82-й день рождения. Проектов было много, нынешняя «подземка» вполне могла оказаться и «надземкой», если бы власти утвердили проект 1902 года, с эстакадой над Красной и Пушкинской площадью. Но в дело пошёл проект 1931 года, и в 35-м году в 7 часов утра московский метрополитен открыл свои двери жителям столицы. Первая линия из 13 станций шла от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Момент открытия и воссоздали на станции «Сокольники» в минувшие выходные. У входа в метро дежурила конная милиция, а мальчик-посыльный раздавал точную копию газеты «Правда» от того дня. На платформе работала буфетчица, прогуливались пассажиры в одежде 30-х годов, вместе с обычными современными горожанами. Контролер в старинной форме погашал на входе бумажные билеты. Около полудня на станцию прибыл первый поезд — такой же состав из двух вагончиков типа А встретил пассажиров и 82 года назад. Добавлю, что по кольцевой ветке два дня ходили шесть поездов разных времён, которые эксплуатировались в московском метро, от старых добрых типа Еж-3, «ёжиков», как их называют, до супер-современного «Москва». Такой только в прошлом месяце вышел на фиолетовую ветку.
Дорожное радио – вместе в пути!